Утраченное село, обретённый храм

4 Март 2017 4158
Храм возрождается - вера возрождается.
Храм возрождается - вера возрождается.

Если оказаться в степи северного Крыма, в трёх километрах на юго-запад от села Привольное Первомайского района, то можно увидеть на возвышенности старинное сводчатое сооружение. Как раковина, прилепилось оно к верхушке холма, и вот уже сто лет протекают сквозь него потоки времени. Поодаль холмики как бы образуют улицу, - и действительно, здесь было село, кипела жизнь. А сейчас - небольшая ферма и два дома. В одном из них живёт Мария Брегеда. Она и её мама Наталья Нестеровна Войтюк - собирательницы и хранительницы памяти этих мест, утраченного села и церкви.

Расс-Болотчи (или иначе - Рос-Булатчи) - так называлась казённая русская деревня в конце ХIХ - начале ХХ веков. Жители - крестьяне, потомки переселенцев из Полтавской губернии; в 1892 г. их 76 в 12 домохозяйствах, в 1900 г. - 107 в 11 дворах. В 1898 г. открыта своя школа грамоты, через год в ней обучается 10 детей, учитель - казак Григорий Киселёв.
В 1915 г. в деревне 20 дворов, 142 жителя. Собственно, было две деревни - русская, Болотчи, и к югу от неё, возле утраченного поселения Ибрагим-Конрад, - Расс, караимско-немецкая экономия А. Гелеловича, в 1915 г. насчитывающая 40 жителей. Руины этих деревень сейчас просматриваются на спутниковой карте. А тогда, в конце ноября 1910 г., землемер землеустроительных комиссий Таврической губернии Ант. Каминский приехал сюда для проведения межевых действий. Обозначил границы деревни, поставил новые межевые столбы - вышло немногим более 700 десятин земли. Затем, как следует из его дневника, совместно с уполномоченными от крестьян предварительно осматривал местность для отведения места под толоку. Произвёл съёмку кварталов и отдельных усадеб, составил списки домохозяев и проект разверстания земли. И уже 15 февраля (ст. ст.) 1911 г. строительный комитет, возглавляемый протоиереем о. Василием Бощановским, осматривает место, отведённое при нарезке усадебных участков для строительства церкви. 9 мая (ст. ст.) 1912 г. строительный комитет направляет проект храма во имя Святителя Алексия, митрополита Московского, рассчитанный на 300 чел., для утверждения в Строительное отделение губернского правления. В июне 1912 г. проект одобрен Строительным отделением и Таврической Духовной Консисторией. Таковы данные из архивных документов.
В строительный комитет входил местный землевладелец Софрон Шокарев, который, по-видимому, и обеспечивал строительство храма денежными средствами. А старожилы села сохранили память о четырёх братьях по фамилии Калита, строивших церковь. О них рассказала Наталья Нестеровна Войтюк. Из крестьян Калита известны имена троих - Григорий, Пётр и его отец Иоанн. Архивными документами подтверждается, что носители этой фамилии проживали в Булатчи. 92-летняя жительница Евпатории Мария Лобанова, в девичестве Рыбалка (фамилия её предков - среди подписавших решения волостного земельного схода) рассказывает, что в
1917 г. церковь была построена, но не расписана, священника  не было, и службы так и не начались. Почему так случилось?
Церковь во имя Свт. Алексия должна была быть приписной к Свято-Николаевской церкви села Бий-Орлюк (ныне Орловка Раздольненского района). Бий-Орлюкский приход был очень обширным, разбросанным по степи. Булатчи - на его восточной границе, в 20 верстах от приходского храма. В 1916 г. идёт война, и по переписке приходского священника с благочинным можно проследить, в каком бедственном материальном положении оказалась церковь. Выросли цены. По предписанию епархиального начальства проходили сборы средств - в пользу Общества Красного Креста, Воинского благотворительного общества Белого Креста, на помощь семьям пострадавших и погибших воинов, на устройство для раненых воинов краткосрочных курсов по различным отраслям знаний, на постройку церквей и школ для переселенцев (беженцев) в Зауральские епархии и др. Количество целевых сборов в 1916 г. доходило до 30 и более. В мае 1917 г. Таврический Епархиальный съезд духовенства и мирян призывает к сбору денег, золотых, серебряных и иных ценностей на благополучное окончание войны: «Отечество наше в опасности… Как в старину по призыву Минина русский народ принёс драгоценности свои для спасения Святой Руси, так и вы в тяжкую годину брани несите на алтарь Отечества всё ценное…». Священники жертвуют свои золотые и серебряные наперсные кресты. Благочинный протоиерей Василий Бощановский уходит в действующую армию. Изыскать средства на завершение строительства новой церкви, на содержание её причта, видимо, не представлялось возможным. Последнее упоминание в документах о том, что церковь строится, относится к декабрю
1916 г. Но, несмотря на трудности, религиозная жизнь прихода в это время переживает подъём. Настоятель Свято-Николаевской церкви с. Бий-Орлюк о. Владимир Перминов и настоятель Сары-Булатской  (Портовое) Александро-Георгиевской церкви иеромонах Прокопий с паствой обращаются к властям с требованием вернуть преподавание Закона Божия в школах, к благочинному - с ходатайством о разрешении крестных ходов по степи от Бий-Орлюкской до Сары-Булатской церкви и обратно 22-23 апреля 1917 г. (ст. ст.) и из Сары-Булат в Бий-Орлюк 8-9 мая (расстояние около 20 км). 23 апреля 1917 г. проходит литургия с крестным ходом по степи в Донузлаве, 28 апреля 1917 г. - освящение полей в Рас-Болатчи и других деревнях прихода, далее - пасхальные богослужения в отдалённых сёлах.
 Церковь во имя Святителя Алексия не была открыта и, стало быть, не закрывалась. Как сказочная царевна, сто лет ждала она часа своего пробуждения. И в мае 2014 г. протоиереем Григорием Синенко, настоятелем церкви Серафима Саровского в Ковыльном, здесь начаты богослужения. По благословению преосвященнейшего Алипия, епископа Джанкойского и Раздольненского, открыт приход во имя Святого Духа. А теперь то, что хранила память народная, нашло своё подтверждение и в архивных документах.
Память святителя Алексия Московского, всея России чудотворца, собирателя земли Русской, сподвижника преподобного Сергия Радонежского, праздновалась 25 февраля.
Этому событию и празднику Торжества Православия (в этом году - 5 марта) посвящаем наш рассказ.

Ольга ПЕТРОВСКАЯ.