Спираль времени

14 Февраль 2017 984
Рисунок Эдуарда КУЛИША.
Рисунок Эдуарда КУЛИША.

Сразу две знаковые даты сошлись в конце прошлой недели: 10-летие знаменитой Мюнхенской речи президента России Владимира Путина и вторая годовщина подписания Минских соглашений. Желающих проанализировать основные тезисы, высказанные 10 лет назад, и убедиться в их справедливости сегодня достаточно. Что касается Минска-2, обозначившего условия перемирия в первую очередь между Россией и Западом и лишь во вторую - между Киевом и непризнанными республиками, то 2 года назад далеко не всем было понятно, что детально выписанный план урегулирования вооружённого конфликта на востоке Украины фактически означает приговор той форме государственности, в которой «незалежная» номинально существует. Ситуация несколько раз прошла по кругу, показывая, что выполнить соглашения Киев не только не хочет, но и не может, поскольку шаги в этом направлении немедленно приводят к внутреннему конфликту правящей верхушки. А поскольку наши партнёры признают, что альтернативы Минским соглашениям нет, неутешительный для Киева вывод очевиден. Вопрос лишь в том, как именно будет происходить демонтаж нежизнеспособной конструкции.

«Хитрый план»
Порошенко
Время для провокации Киевом и его европейскими покровителями было выбрано правильно - перед будущей встречей президентов России и США.
8 февраля командование сил ДНР предложило Киеву согласованный с ОБСЕ план нормализации обстановки вдоль линии соприкосновения в Донбассе. Украинская сторона предложение проигнорировала, а первый замглавы Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на востоке Украины Александр Хуг отказался выступить посредником в переговорном процессе.
Ранним утром 8 февраля в своём рабочем кабинете выстрелом из пехотного реактивного огнемёта «Шмель» был убит командир батальона «Сомали» Михаил Толстых, известный по позывному «Гиви». Запущенная «Новой газетой», подхваченная «Коммерсантом» и украинскими медиа фальшивка к настоящему моменту полностью разоблачена. Главные цели теракта - сгладить эффект от провала наступления ВСУ и спровоцировать ДНР и ЛНР на симметричный ответ с последующим обвинением в терроризме.
Вечером в пятницу и в ночь с 10 на 11 февраля украинские каратели обстреляли из орудий калибром 152 и 122 мм и миномётов калибром 82 и 120 мм западную окраину Донецка и окрестности Ясиноватой. По информации замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина, за сутки ВСУ обстреляли прифронтовые территории ДНР 438 раз, общее количество обстрелов с украинской стороны за неделю превысило 5 с половиной тысяч, а с применением миномётов и артиллерии - 2 с половиной тысячи раз. Под огнём украинских карателей оказались 28 населённых пунктов ДНР. По сообщению представителя Народной милиции ЛНР подполковника Андрея Марочко, за период с 4 по 10 февраля ВСУ нарушили режим прекращения огня 42 раза, при этом по территории ЛНР было выпущено 686 снарядов и мин.
11 февраля Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ сообщила, что ополченцы ДНР готовы выполнить Минские договорённости и отвести боевую технику на места хранения. «Число нарушений по-прежнему остаётся неприемлемо высоким. С полуночи 9 февраля до полуночи 10 февраля СММ зафиксировала 460 нарушений режима прекращения огня, из которых 280 - были взрывы, - сообщил первый замглавы СММ ОБСЕ Александр Хуг. - За неделю до этого количество нарушений составляло десятки тысяч».
- Этими действиями Порошенко пытался подкрепить украинскую позицию по поводу необходимости введения в зону конфликта миротворцев ООН, ОБСЕ или НАТО. Не просто вооружённая, но военная миссия, обладающая тяжёлым вооружением (а именно на этом настаивает Киев) могла бы укрепить его военные позиции в Донбассе, - отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Иностранный военный контингент, часть которого (штаб, подразделения обеспечения и охраны) можно разместить в Киеве, можно было бы попытаться использовать в качестве прослойки между Порошенко и внутриполитическими оппонентами. Попробуй испугать Петра Алексеевича, если его охраняют «голубые каски».
Будучи, как и большинство украинских «евроатлантистов», скорее барыгой образца 90-х, нежели политиком, киевский «гэтьман» анонсировал отнюдь не новые, но всё ещё эффективные способы освоения оставшихся средств дырявого украинского бюджета: сообщил об успешных испытаниях «новых» ракет класса «воздух-земля».
- Порошенко пытается выдать это за некий чудо-шедевр «Укроборонпрома». Это откровенный блеф, как и всё то, что делает сейчас Украина в области военного строительства, - считает военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - В принципе, это разработки 50-60-х годов. Разумеется, всё это производилось во времена Советского Союза. Очевидно, что для их старых самолётов и вертолётов уже не осталось запасов советского оружия, которое Украина получила после распада. Очевидно, что одно из предприятий Украины могло воспроизвести эти разработки, которые достаточно просты с технологической точки зрения.
В том же ряду анонсированное перевооружение ВСУ модификацией американской штурмовой винтовки М-16, массовое производство которой в настоящее время не под силу ни одному из предприятий украинского ВПК, зато предполагаемая «цена вопроса» вполне привлекательна.
Министр иностранных дел Павел Климкин тоже нашёл себе подходящую «тему»: недавно принято решение о создании специального института с представительствами в разных странах для улучшения украинского имиджа за границей. Как эффективно будут расходоваться средства на улучшение того, чего нет, догадаться нетрудно. А в глазах Европы имидж дополнительно подпортил и сам Климкин, выразив убеждение, что восстанавливать Руину будут… на деньги ЕС. Вот это он, конечно, зря.
Что пошло не так
Во-первых, спровоцировать республики не удалось.
- Не желая продолжения кровопролития, жертвами которого становилось всё большее количество мирного населения республики, мы со своей стороны приложили максимум усилий для реализации договорённостей, хоть и в одностороннем порядке, - говорится в заявлении главы ЛНР Игоря Плотницкого, приуроченного ко 2-й годовщине подписания Минских соглашений. - Последнее обострение военного конфликта со стороны ВСУ перечеркнуло то немногое, что уже было сделано в рамках Минских соглашений, и сигнализирует о намерениях Киева официально отказаться от их реализации. Убеждён, что члены «нормандской четвёрки» заставят власти Украины умерить свой воинственный пыл и вернуться в русло мирного диалога. Ведь реализация Минских соглашений - единственный способ вернуть мир на землю Донбасса.
Во-вторых, западные покровители повели себя совсем не так, как того ожидали киевские комбинаторы. И вовсе не в том дело, что платить не хотят. Форменную истерику в киевских кабинетах вызвало интервью германского посла на Украине Эрнста Райхеля, в котором он сказал, что «не считает необходимым, чтобы выборы в Донбассе прошли только тогда, когда из него будут выведены российские солдаты, а в каждом учреждении будет висеть украинский флаг».
- Мы твёрдо убеждены, что для Украины намного выгоднее иметь в своём распоряжении Минские договорённости и выполнять их, чем быть в ситуации, когда с Россией нет никаких договорённостей. И я был рад, когда президент Украины Пётр Порошенко подтвердил это во время своего выступления в Раде, - заявил Райхель.
Посла вызывали «на ковёр» в МИД Украины. Группа украинских депутатов потребовала бойкотировать приём в посольстве Германии, замглавы фракции Порошенко Алексей Гончаренко (тот самый бывший «регионал», получивший по морде депутатского лица в Симферополе весной 2014-го, затем участвовавший в Одесской резне и отметившийся на похоронах Бориса Немцова) разрисовал краской символический фрагмент Берлинской стены возле германского посольства в Киеве. Ну а уж сколько киевских «европцев» отписалось в соцсетях и в каких выражениях, не стоит и упоминать. Обычно подобные истерики заставляли европейцев, брезгливо морщась, успокаивать своих подопечных, а иногда и до замены дипломатов доходило. Но на этот раз официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что слова чрезвычайного и полномочного посла ФРГ на Украине Эрнста Райхеля не противоречат позиции Берлина. Вот это уже точно «зрада». Можно, конечно, не только Райхеля, но и саму Меркель объявить «агентом Путина». Ну а потом-то что? Идея идти в Европу без Германии даже для особого евроукраинского воображения слегка за гранью.
Что дальше
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в телевизионном интервью напомнил о предусмотренных Минскими соглашениями обязательствах Киева по децентрализации власти и делегированию полномочий в регионы и о том, что примерно треть областей уже обращались в Киев с требованием перейти на договорные отношения.
Ещё одним знаковым сигналом стал возможный удар по интересам украинских олигархов в непризнанных республиках. «Мы очень долго и терпеливо мирились с нахождением на нашей территории нерезидентов (юридических лиц, физических лиц - предпринимателей), которые, не признавая республику, осуществляя хозяйственную деятельность на нашей земле, используя её недра, трудовые ресурсы, обогащались сами и обогащали Украину», - сказал глава ЛНР Игорь Плотницкий, комментируя принятие в первом чтении законопроекта о внесении изменений в закон ЛНР «О налоговой системе» и возможность национализации принадлежащих Ринату Ахметову предприятий. Ну а Киеву, угрожающему непризнанным республиками блокадами, напомнили, как долго смогут проработать украинские ТЭС без донбасского антрацита. Ну а чем закончится наступление ВСУ, силы для которого уже стянуты к линии соприкосновения, известно по прошлому опыту.
Самые проворные из числа киевской «интеллигенции», вдохновлявшей «онижедетей» на погромы и убийства, уже громко жалуются, что были обмануты в лучших побуждениях.
Ну а в российском обществе с новой силой развернулась дискуссия о возможности повторения Переяславской Рады в XXI веке. При этом количество сторонников воссоединения русских земель сравнимо с числом противников этой идеи.
- Операция по грядущему присоединению обязательно будет осуществлена, но совсем не так, как это представляют себе наши враги и недоброжелатели - очень постепенно, когда польза для России от вливания в неё каждого последующего региона будет больше, чем её траты на жизнеобеспечение данного региона, - считает украинский философ и публицист Константин Мочар. - План по постепенному присоединению, скорее всего, будет озвучен сразу, как только государство бывшая Украина перестанет существовать.
Способов «перестать существовать» у бывшей Украины несколько. Но безболезненных вариантов уже не осталось.

Николай ФИЛИППОВ.