«Певец моря» и благодетель
115 лет назад не стало Ивана Айвазовского

«Девятый вал», «Бриг «Меркурий», «Синопский бой», «Суэцкий канал», «Встреча Венеры на Олимпе», «Морской залив», «Сотворение мира», «Георгиевский монастырь», «Ледяные горы». «Феодосия. Лунная ночь», «Пушкин на берегу Чёрного моря» - шесть тысяч полотен для мировой коллекции. Картинная галерея, школа, библиотека, фонтаны, железная дорога, торговый порт - для родного города, археологические находки для Эрмитажа в Санкт-Петербурге - наследство, оставленное крымским художником и меценатом Иваном Айвазовским. 19 апреля (по старому стилю) исполнилось 115 лет со дня смерти феодосийца, на могильной плите которого благодарные земляки высекли надпись: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
Сын Геворка
В метрической книге феодосийской армянской церкви Святого Саркиса есть запись о том, что 17 июля 1817 года у Константина (Геворка) Айвазяна и его жены Рипсиме «родился сын Ованес». Именно Ованес Айвазян - так на армянском звучит имя Ивана Айвазовского, известного во всём мире художника, благодетеля родной Феодосии, профессора Российской императорской академии художеств и ещё четырёх мировых академий, кавалера многих отечественных и иностранных наград. К моменту рождения сына торговец Константин Айвазовский разорился, а так как заботиться приходилось о пятерых детях - у Ованеса были ещё три сестры и два брата Габриэль и Григорий, то особых средств на увлечения детей не было. А маленький Ованес всерьёз увлекался музыкой и рисованием - тягу к творчеству унаследовал от мамы, искусной вышивальщицы. С малых лет будущий живописец играл на скрипке - обучился у бродячего певца Хайдара, а первый инструмент ему подарил морской капитан, заслушавшийся игрой мальчугана. И рисовал он с малых лет, правда, всё больше угольком на стенах - не было у отца возможности купить холсты и краски. Но зато один из таких рисунков - солдата в полный рост и в полном снаряжении - заметил феодосийский городской голова Александр Казначеев. Тот самый, который в Отечественную войну 1812 года был личным ординарцем Михаила Кутузова, позже членом комиссии по строительству первого храма Христа Спасителя в Москве. А через несколько дней друг градоначальника, архитектор Феодосии Яков Кох рассказал ему об армянском мальчике, чудесно играющем на скрипке в одной кофейне у базара (старостой базара к тому времени стал отец будущего живописца). Придя домой к мальчику, чтобы послушать талантливую игру, градоначальник узнал и о том, кто автор рисунка на стене.
Вскоре у Ованеса появились бумага, карандаши и краски, а архитектор Яков Кох и городской художник Иоганн Гросс дали несколько уроков мастерства. Когда через два года Александр Казначеев стал таврическим губернатором, он помог ему стать учащимся Симферопольской мужской казённой гимназии (ныне гимназия №1), а потом парня рекомендовали для поступления в Академию художеств в Петербурге. Причём учился он с разрешения императора Николая I за казённый счёт, был так называемым пенсионером его императорского величества. Уже став известным, Иван Айвазовский не забыл благодетеля - в 1899 году на феодосийской площади Новобазарной (ныне сквер на углу улиц Назукина и Куйбышева) появился Казначеевский фонтан, созданный по проекту Ивана Константиновича и на его средства в память об Александре Ивановиче. Увы, после Великой Отечественной фонтан был разрушен.
Иван Айвазовский в 1837-м был удостоен золотой медали Академии художеств и права на два года раньше получить диплом. Его «дипломными работами» стали пейзажи родного Крыма. Они были так трогательны, реалистичны и проникновенны, что в качестве поощрения за труды художнику разрешили в 1840-м заграничную поездку, чтобы «дополнить художественное образование», хотя он не столько учился у европейцев, сколько удивлял их талантом русского живописца армянского происхождения.
Десантник в Субаши
К морю и кораблям у Ивана Айвазовского была особая любовь. Ещё с того момента, когда отец подарил трёхлетнему сынишке деревянный бриг, искусно вырезанный его другом - лучшим феодосийским резчиком Ваганом Арутюняном, с того момента, когда впервые услышал шум черноморских волн.
- В 1839 году, когда шла Кавказская война, Ивану Айвазовскому довелось по приглашению начальника Черноморской береговой линии Николая Раевского участвовать в трёх морских десантах, - рассказывает историк Вартан Григорян. - «Всё моё вооружение состояло из пистолета и портфеля с бумагою и рисовальными принадлежностями», - вспоминал Айвазовский. По возвращении в Феодосию родилась картина «Десант в Субаши» (позже этот населённый пункт стал частью Сочи). Тогда же он познакомился с Михаилом Лазаревым, Павлом Нахимовым и Владимиром Корниловым. Позже появится полотно «Смотр Черноморского флота в 1849 году», где кроме морского пейзажа и парусников на полном ходу будет и единственный прижизненный групповой портрет знаменитых адмиралов. В 1844 году впервые в истории России Иван Константинович причислен к Главному морскому штабу со званием живописца штаба, с правом ношения мундира Морского министерства.
Художником созданы полотна о славной боевой истории флота. «Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и даёт мысль как художнику изображать её на полотне», - писал маринист.
И вспоминал: «Когда я писал виды морских сражений, мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства, чертежи кораблей, оснастки судов, вооружения. Для доставления мне возможности видеть полёт ядра рикошетом по водной поверхности при мне в Кронштадте произведено несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на морских маневрах в Финском заливе».
А во время Крымской войны Иван Айвазовский неоднократно приезжал в Севастополь, не только для того, чтобы создавать полотна, но и вдохновлять солдат - выставка его картин, написанных по следам недавних событий, пользовалась большим успехом и была бесплатной, а все деньги, собранные от выставок в других городах и продажи картин, шли на помощь воинам, семьям погибших и раненых.
Во благо города
Помогал Иван Айвазовский многим - по городу бегали бесчисленные его крестники, все неимущие могли рассчитывать на его внимание. В Феодосии он открыл художественную школу для одарённых детей, библиотеку, концертный зал. Именно Иван Айвазовский убедил императора Александра III в том, что надо создать в городе торговый порт и построить железную дорогу Феодосия - Джанкой, которую возводили во многом благодаря средствам художника. И собственный дом, построенный по своему проекту, с выставочным залом картин, которые никогда не должны покидать город, - первую в России провинциальную картинную галерею завещал землякам: «Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность Феодосии». Стараниями Ивана Айвазовского появился в городе и Феодосийский музей древностей на горе Митридат (здание разрушено в годы Великой Отечественной). Художник в 1853-м получил разрешение начать в Феодосии археологические раскопки. Исследованы 90 курганов, сделаны уникальные находки. К примеру, в кургане на мысе Ильи найдены золотые украшения IV века до нашей эры. Сейчас они хранятся в Эрмитаже.
А главное, феодосийцы благодарны Ивану Айвазовскому за воду, с которой в городе всегда были проблемы. В 1887 году Иван Константинович обратился в Городскую думу Феодосии с письмом: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». Источник, находившийся на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское), был началом реки Субаш, впадающей в Азовское море. На средства художника менее чем за год был проложен 26-километровый водопровод, а в центре города (ныне в парке «Юбилейный») по его проекту сооружён фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. Здесь была и серебряная кружка с выгравированной надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».
Первый почётный гражданин Феодосии, посмертно, полный кавалер городского знака отличия «За доблесть и заслуги» Иван Айвазовский ушёл из жизни
19 апреля 1900 года. За несколько часов до этого 82-летний маринист писал картину «Взрыв корабля» о подвиге бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего в 1822 году турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В последний путь «певца моря» и благодетеля провожала вся Феодосия. В 1930-м в городе у Картинной галереи появился памятник художнику, а в 2002-м памятник Ивану Айвазовскому и его брату Габриэлю, учёному и священнику, появился в Симферополе.
Фонтан Айвазовского.