«Над кормой белой птицею реет»
315 лет назад у русского флота появился Андреевский флаг

«Флаг и гюйс поднять» - эта команда каждое утро произносится на кораблях Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов и Каспийской военной флотилии. И вот на ветру реют два полотнища: красное, с белым вертикальным и диагональным голубым с белой окантовкой крестами, и белое, с синим диагональным крестом. Гюйс, который поднимают на носу корабля, дабы указать принадлежность к ВМФ России. Андреевский флаг - знамя Военно-Морского флота нашей страны. «Над кормой белой птицею реет» - строки из песни Виктории Цыгановой об Андреевском флаге. В эти дни ему исполняется 315 лет. И хоть появился он в Воронежском адмиралтействе и сшит впервые в том же городе, но и Крым оставил след в истории флага.
След на полуострове
В 1699 году Пётр I, задумавшись о флаге для российского военного флота, нарисовал три параллельных полосы с надписью «белый, синий, красный» и те же полосы, но с синим крестом по диагонали, таким, как на появившемся годом ранее ордене Святого апостола Андрея Первозванного - покровителя Руси. Андрея Первозванного распяли на косом кресте в греческом городе Патры.
Потом было ещё несколько вариантов флага, на каждом уже синий крест, в конце концов, в 1712-м появился окончательный вариант: «Флаг белый, через который синий крест Святого Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». Все стали называть флаг Андреевским.
Примечательно, что христианство на Русь пришло с нашего полуострова. Здесь Андрей Первозванный, первый из апостолов, призванных в ученики Иисусом Христом, проповедовал христианство уже в первом веке нашей эры - через несколько лет после распятия Иисуса Христа. Боспор (Керчь), Феодосия, Сугдея (Судак), гора Демерджи, Херсонес. В память о христианском пути у села Генеральского под Алуштой есть святой источник Ай-Андрит, из которого по преданию омывался апостол. Неподалёку - фундамент разрушенного храма, у которого совершается Божественная литургия. В Инкерманском монастыре, рядом с Севастополем, есть пещера, где остановился Андрей Первозванный, а в Херсонесе на камне у морского побережья - отпечаток стопы святого.
Не спускать!
По задумке Петра I длина Андреевского флага была четыре метра, чтобы видом и «рёвом» на ветру вызывал страх у врага. Сейчас флаг поменьше: соотношение ширины к длине - один к полутора, а ширина полос креста - 1/10 длины полотнища. Флаг, созданный первым русским императором, просуществовал в стране до Великой Октябрьской революции 1917 года. Как и его «брат» - созданный в 1819-м Георгиевский адмиральский флаг: Андреевский флаг, в центре которого красный геральдический щит с изображением святого Георгия Победоносца. Он вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.
Честь Андреевского флага хранили особо. Ещё Пётр Великий предписывал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота» защищать флаг и честь флота до последней капли крови. С поднятыми флагами в Крымскую войну при обороне Севастополя затопили на рейде корабли, чтобы перекрыть врагу вход в бухту. В июне 1905-го во время восстания на корабле «Князь Потёмкин-Таврический» - броненосце русского Черноморского флота - развевалось два флага, революционный красный и Андреевский. Ни у кого из экипажа, выступившего против самодержавия, не поднялась рука спустить флаг, овеянный славой, специальная комиссия моряков постановила: «Андреевский флаг - флаг народа, а не царя!». Но были в истории и два момента, когда флаг перед врагом спустили. В том же 1905-м, в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Николая Небогатова несколько кораблей эскадры русского флота Тихого океана спустили флаги, чтобы спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам. За этот поступок офицера приговорили к 10 годам в крепости, но через два года заточения помиловали. Кстати, Николай Иванович до того, как был направлен на Тихий океан, верой и правдой служил на Черноморском флоте - начальником учебного отряда.
Впрочем, и в истории Черноморского флота, базировавшегося в Севастополе, был подобный случай. 12 мая 1829 года, во время Русско-турецкой войны, командир фрегата «Рафаил», капитан II ранга, кавалер ордена Святого Георгия Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой, стремясь сохранить жизнь 200-м членам своего экипажа. 36-пушечный «Рафаил», спущенный на воду год назад, в тумане был окружён 15 кораблями противника. Маневрировать нельзя – ветер стих. На военном совете офицеры решили «драться до последнего», сцепиться с одним из кораблей противника, поджечь оба судна. Но из-за штиля не могли даже подойти. Да и матросы взбунтовались: команда не успела «срастись» с кораблём и не видела смысла погибать в ситуации, когда при первом же выстреле становились беззащитной мишенью, тем более ходили слухи о конце войны. Семён Стройников, кавалер многих боевых орденов, отдал приказ спустить флаг и сдаться. Над «Рафаилом» взвился алый османский флаг со звездой и полумесяцем, корабль получил имя «Фазли-Аллах». Император Николай I, узнав об этом, писал: «Пребываю в надежде, что неустрашимый флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращён во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить флаг русский и служить наряду с прочими судами, сжечь его».
После заключения мира команда вернулась из плена - из 200 человек выжили 70. Офицеров разжаловали в матросы, на деле командира император написал: «Разжаловать! В рядовые! Без срока службы! Без права женитьбы! Дабы не плодить в русском флоте трусов!». Ситуация «Рафаила» осложнялась ещё и тем, что через два дня после его сдачи 18-пушечный бриг Черноморского флота «Меркурий» под командованием Александра Казарского в похожей ситуации вступил в неравный бой с двумя кораблями противника и вышел победителем. По иронии судьбы до Казарского бригом два года командовал Стройников и в 1828-м захватил в плен турецкое десантное судно, готовившее высадку 300 человек у Геленджика.
А дети у командира «Рафаила» уже были - Николай и Александр. Оба позднее участвовали в обороне Севастополя в 1854-55 годах, стали контр-адмиралами. Александр в 1853 году был на линкоре «Париж», который вместе с флагманом «Императрицей Марией» исполнил приказ императора: сжёг во время Синопского сражения бывший русский фрегат.
Возвращение
В 1917-м Андреевский флаг перестал быть знаменем флота. Вначале заменили на красное полотнище, а в 1935-м у Советского Союза появился новый флаг ВМФ - белое полотнище с синей полосой по нижней кромке, красной звездой в левой части и красными серпом и молотом в правой. Тоже потом овеянный славой. Впрочем, в Крыму Андреевский флаг использовался и после запрета 1917-го - во время гражданской войны. Под этим флагом осенью 1920-го уходили из Крыма последние корабли русской эскадры Белой армии.
Ту эскадру возглавил линкор «Император Александр III» («Генерал Алексеев»), в 1917-м вошедший в состав Черноморского флота. Последним портом для него стала французская база Бизерта в Тунисе, где 30 ноября 1924 года был спущен Андреевский флаг - после того, как Франция признала СССР. Спустя 90 лет в октябре этого года Андреевский флаг с линкора «Император Александр III» вернулся на Родину. Он хранился у представителей русской общины в Австралии и благодаря усилиям Министерства культуры России передан нашей стране. Андреевский флаг, под которым моряки линкора шли в бой в Первую мировую и гражданскую войну, полномочный представитель президента России в Крымском федеральном округе, Герой России, вице-адмирал запаса Олег Белавенцев передал командующему Черноморским флотом адмиралу Александру Витко. Реликвия теперь хранится в музее Черноморского флота рядом с флагом линейного корабля «Императрица Мария».
А в Симферополе, в Центральном музее Тавриды, хранится Георгиевский адмиральский флаг: Андреевский флаг, в центре которого - красный геральдический щит с изображением святого Георгия Победоносца. Тот самый, что появился 195 лет назад и вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу. На Черноморском флоте к концу XIX века два крейсера - «Память Азова» и «Память Меркурия» - имели право на такой флаг. С какого корабля этот - неизвестно: его в главный крымский музей передали из земского музея в двадцатые годы прошлого века после того, как Крым стал советским.
В Военно-Морской флот России Андреевский флаг вернулся в 1992-м, а спустя пять лет - и в Крым, на Черноморский флот. 12 июня 1997 года его подняли во всех частях и на всех кораблях флота, первый возвращённый стяг поднялся на флагштоке флагмана ЧФ - тогда большом противолодочном корабле «Керчь». Сделал это тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Виктор Кравченко. И каждое утро белое полотнище с синим диагональным крестом поднимают на всех кораблях и во всех флотских подразделениях. А во время «Крымской весны» флаг стал для многих жителей полуострова символом возвращения в Россию. «С нами Бог и Андреевский флаг» - эти слова, которые пошли ещё от Петра I, вновь звучат на флоте и в Крыму.
Адмирал Виктор Кравченко поднимает Андреевский флаг на БПК «Керчь». 12 июня 1997 года.
Кстати
Единственный корабль России, где не поднимается Андреевский флаг, - подлодка С-56 во Владивостоке. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной на С-56 ежедневно поднимают и спускают флага ВМФ СССР. Подлодка с октября 1942-го по март 1943-го совершила труднейший переход из Тихоокеанского порта Владивосток на Северный флот - в Полярный. Стала самой результативной по количеству достоверно потопленных целей. Награждена орденом Красного Знамени, объявлена Гвардейской. Спустя 12 лет стала первой подлодкой страны, совершившей кругосветное путешествие, пройдя по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток. Теперь она - корабль-мемориал и филиал Музея Краснознамённого Тихоокеанского флота.