Легенда крымской литературы

Крымская общественность отметила столетие самобытной писательницы, педагога Елены Криштоф.
Книги нашей талантливой землячки печатались не только в Крыму, но и в Москве, где её знали и любили. В российской столице, как и на полуострове, у Елены Георгиевны было много друзей и учеников, которые и сейчас обращаются к творчеству любимой писательницы.
В наследство нам Елена Георгиевна оставила тридцать томов, украшающих библиотечные собрания. Среди них - «Сто рассказов о Крыме», «Люди, которых люблю», «Попытка старомодного романа», героев которых читатели сразу же полюбили, и со многими они идут по жизни рука об руку.
Коллеги и читатели, с которыми писательница охотно общалась, запомнили её человеком мудрым и остроумным. С ней никогда не было скучно. Умела ценить людей, и они отвечали ей тем же. Часто повторяла, что счастье человека - внутри него. И это чувство надо в себе взрастить, холить и лелеять. Как и у всех из её поколения, жизнь сладкой не была. Отца не стало, когда девочке было всего девять лет. Семья перенесла все тяготы оккупации. После войны Елена осуществила мечту стать педагогом. После окончания Крымского педагогического института преподавала в средней школе посёлка Первомайского. Тогда и начала сотрудничать с районной и областной газетами. Среди героев её блестящих очерков были известные люди: Герой Социалистического Труда, партизан, виноградарь и винодел Михаил Македонский, виноградарь Мария Брынцева, птичница Валентина Козина. Первую её повесть «Школа в степи» одобрили крымские писатели, и она была опубликована в альманахе «Крым» в 1956 году. А через три года за сборник рассказов «Солнечный день» она получила литературную премию. В тот же год в многотиражном и престижном журнале для молодёжи «Юность» была опубликована повесть «Май месяц перед экзаменами», в героях которой многие её ученики узнавали свои черты. Её книги всегда были жизненными, не фантазийными.
Елена Криштоф стала одним из первых сотрудников созданного в 1959 году Крымского комитета по телевидению и радиовещанию. Продолжала писать, печататься. И в 1965 году была принята в Союз писателей СССР. Любознательный характер, острый интерес к жизни развил природный талант, и она стала крупным романистом, не переставая писать рассказы и детективные истории, произведения для детей. Была историком литературы, театральным критиком, краеведом.
У писательницы была своя «Арина Родионовна» - бабушка Агафья Григорьевна. Мудрая и прозорливая от природы. Воспитательница, каких поискать. Наставлений не давала, но слова её и поступки делали своё дело. На одной из встреч с молодёжью Елена Георгиевна рассказала, как в ответ на замечание маминой сестры, что у них, наверное, единственный в городе дом, в котором нет ни одной золотой вещи, бабушка уверенно сказала: «Есть!». И указала на корешки энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. К книгам у бабушки было восторженное отношение, и оно, конечно, передалось внучке. Особенно - к произведениям Александра Пушкина, сказки которого она знала наизусть с самого раннего возраста. Рассказывала, как из «детского тщеславия» выучила всего «Евгения Онегина», а потом довольно большие отрывки из «Полтавы» и «Медного всадника», но это уже для себя, не для хвастовства перед одноклассниками. Образ Пушкина всегда был рядом с ней. В любви ему она объяснилась сначала в книге «Люди, которых я люблю», а потом очень тонко, изящно изобразила в романе «Для сердца нужно верить». Строки о нём источали тепло, но был в них и неизбывный драматизм событий той эпохи. Книга вышла в серии «Российская история в романах» московского издательства «Армада», и сразу же стала бестселлером. На презентации в Симферополе Елена Георгиевна призналась, что Пушкин научил её ощущать себя человеком нужным, радоваться жизни в самых сложных ситуациях, а ещё - умению понимать тех, кто рядом, поддерживать их, щедро делиться тем, что у неё есть, а другим не хватает.
Из её книг мы узнавали о бесстрашной пулемётчице Нине Ониловой, актрисе-подпольщице Александре Перегонец.
С коллегой талантливым журналистом Игорем Гаско они сняли резонансный фильм о Севастополе.
Крым присутствует в каждом её произведении. То как фон, на котором разворачивается действие романа или повести, то как действующее лицо, в прямом смысле. В книге «Сто рассказов о Крыме» она описала события как легендарные, так и на самом деле происходившие в давние и недавние времена на полуострове, рассказала о выдающихся полководцах, революционерах, писателях и художниках, героях труда, чья жизнь неразрывно связана с крымской землёй. До сих пор преподаватели называют эту книгу лучшим учебным пособием по изучению истории Крыма.
К сожалению, книга давно не переиздавалась, и существует всего лишь два издания - конца семидесятых годов прошлого столетия и середины восьмидесятых.
Литературные критики отмечали, что у Криштоф особый дар художественного проникновения вглубь веков. И это не случайно. Произведения рождались не только богатым творческим воображением, но и научными исследованиями. В поисках увлекательных сюжетов она отправлялась то с геологами в Черноморский район, чтобы увидеть и описать красоту степного Джангуля («Следы на земле Тарханкута»), то со строителями в село Счастливое, где сооружалось водохранилище («Как рождаются легенды»), то в Феодосийскую картинную галерею Айвазовского, чтобы услышать увлекательный рассказ талантливых экскурсоводов Николая и Софьи Барсамовых («Стоит человеческой жизни»).
Среди многочисленных нынче изданий крымских легенд выделяется книга Елены Криштоф «Легенды Крыма», которую назвали историей всей человеческой культуры в миниатюре. Приятельница Елены Георгиевны - известный крымский библиотекарь Любовь Герасимова вспоминала, что после издания этой книги автора стали называть «легендессой крымского литературного Олимпа». И рассказывала о равнодушном отношении подруги к многочисленным премиям и почётным званиям. А званий действительно хватает: лауреат нескольких литературных российских премий, заслуженный деятель искусств Крыма, лауреат Государственной премии АРК и премии имени С. Н. Сергеева-Ценского, отмечена званием «почётный первомаец».
Отношение писательницы к жизни характеризуют её высказывания. Многое цитируется до сих пор: «Если в жизни всегда есть место подвигу, то и простой доброте тоже...», «Красота исчезает, если её топтать. Приближаться к красоте надо осторожно, затаив дыхание, и так же, на цыпочках, отходить в будни, не поломав куста, не ограбив корзину с пионами...», «Счастье в том, чтоб накопилось, что отдать, чтоб хотелось отдать, и чтоб было кому отдать».
Интересно её высказывание о Библии в то время, когда писать о ней другие избегали: «Это самый замечательный семейный и любовный роман. Потому что человеческая любовь в Ветхом завете не противоречит установлениям, она горячая, страстная и в то же время возвышенно прекрасная... Человеческое счастье неотделимо от полноты существования, от стремления всё объять, всё понять, взять - а потом отдать, передать дальше».
Одно из её высказываний на все времена: «Сегодня доброго могут обидеть, завтра с корнем вырвать и растоптать доброе дело. Но сущность добра в том, что оно неистощимо. И так же необходимо человеку, как воздух и вода. А вместилище, в котором хранятся пласты добра, - это культура народов».
Известный крымский культуролог Диана Сергеевна Берестовская кратко, точно и убедительно охарактеризовала суть творчества Елены Криштоф: «Она творила замечательную литературу, относящуюся к высокому искусству».