Опасные полёты

29 Март 2025 1721
Наши в Космосе! «Крымская правда», март 1965-го.
Наши в Космосе! «Крымская правда», март 1965-го. Фото автора.

Вторая половина марта памятна космическими событиями. 27 марта 1968-го не стало первого космонавта планеты Юрия Гагарина, он и коллега, лётчик-испытатель, фронтовик Великой Отечественной Владимир Серёгин погибли во время полёта. А вот тремя годами ранее, 18 марта 1965-го, Советский Союз вновь был первым на орбите, там находился экипаж Павла Беляева и Алексея Леонова, он и стал первым в мире человеком, вышедшим в открытый Космос.

Тренировочный полёт

Для Крыма космическая тема близка: именно его Сергей Королёв выбрал для тренировки космонавтов, здесь многие из них, в том числе и Юрий Гагарин, Алексей Леонов и Павел Беляев, учились приводняться при посадке; все космонавты здесь отдыхали после экспедиции; управление полётами долгое время велось отсюда. И сколько гордости было у всех, когда становилось известно, что «наши в Космосе», как радостно было узнать, что первое увиденное оттуда на Земном шаре - очертание нашего полуострова, и как горько понимать, что космонавты уходят, порой, как Юрий Гагарин, трагически.

Во Владимирской области у деревни Новосёлово словно вертикально поставлено крыло самолёта - обелиск с профилями лётчиков-асов Героев Советского Союза Владимира Серёгина и Юрия Гагарина. Первому на веки 45 лет, второму - 34. Они погибли там, в Киржачском районе, на несколько сот метров разлетелись обломки самолёта МиГ-15 УТИ, рядом с деревней нашли останки лётчиков. Обычный тренировочный полёт, взлёт с подмосковного аэродрома Чкаловский - они любили этот аэродром. В честь Валерия Чкалова, лётчика-испытателя, ставшего для ещё юных Володи и Юры примером, подарившего мечту о полётах. Увы, судьбы всех троих трагичны - погибли, 34-летний Валерий Чкалов при испытаниях 15 декабря 1938-го; Владимир Серёгин и Юрий Гагарин 57 лет назад. Они смогли выполнить задание и получили разрешение возвращаться на базу. Когда ждущие на аэродроме Киржач услышали взрыв, о плохом не подумалось, но когда поняли, что у самолёта уже должно закончиться топливо, начались поиски… И портреты лётчиков в траурных рамках в газетах, в «Крымской правде» тоже, и боль потери у всей страны. По официальной версии катастрофа из-за резкого манёвра по отвороту от шара-зонда», но тот же Алексей Леонов рассказывал, когда был снят гриф «секретно», что причина - иной самолёт, а зонд придумали, понимая, людей уже не вернуть, а другому лётчику и так страдание. «Мы стояли возле командно-диспетчерского пункта и услышали двойной взрыв и сверхзвук, с интервалом полторы-две секунды. Сразу решили, что у взрыва и сверхзвука разные источники. Однозначно причиной гибели стал лётчик, который опустился ниже 400 метров под облака, включил форсаж и прошёл рядом, не видя самолёт Гагарина и Серёгина». Сверхзвуковой Су-15 прошёл на расстоянии 10-15 метров от МиГа, а его лётчикам не хватило пары секунд - самолёт упал плашмя.

Спустя 51 год после гибели Юрия Гагарина, 27 марта 2019-го, ушёл из жизни ещё один космонавт из первого набора, пятый в истории полётов, Валерий Быковский, дважды Герой Советского Союза, летавший на кораблях «Восток» и «Восход», три полёта, без малого 3 недели на орбите. Он так и не оправился после гибели в 1985-м старшего сына Валерия, военного лётчика, тогда 3 мая по вине авиадиспетчеров в небе столкнулись два самолёта, гражданский и военный, 94 погибших. Увы, трагедии в небе не редкость, да и гибель первого космонавта была не единственной. 24 апреля 1967-го уже при спуске кораб­ля на землю погиб 40-летний Владимир Комаров; 30 июня 1971-го при спуске погибли 35-летний Владислав Волков, 43-летний Георгий Добровольский и 38-летний Виктор Пацаев. А 23 марта 1961-го при подготовке к полётам погиб
24-летний Валентин Бондаренко. Память.

Шагает по Космосу

Погибнуть на орбите мог и Алексей Леонов, по возвращении на корабль и он, и Павел Беляев, «командир, знаю, без меня бы тоже не вернулся». Они вернулись, к счастью. Павла Беляева не стало 10 января 1970-го, тот полёт был единственным в его жизни. Алексею Леонову (его не стало 11 октяб­ря 2019-го) повезло побывать на орбите и в июле 1975-го, наш «Союз-19» (второй космонавт Валерий Кубасов, его не стало 19 февраля 2014-го) состыковался с американским «Аполлоном-21». Четырьмя годами ранее должен был быть экипаж первой в мире орбитальной станции «Союз», но заболел командир Валерий Кубасов, Алексей Леонов, третий член экипажа Пётр Колодин (ушёл 4 февраля 2021-го) заменены дублёрами, теми, что погибли при спуске, Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, - разгерметизация аппарата. Это позже, новая боль страны.

А тогда, 18 марта 1965-го, в 10 часов по Москве, с Байконура отправился на орбиту «Восход-2». Командиром корабля по настоянию Юрия Гагарина назначили «самого опытного лётчика» Павла Беляева, что и по возрасту был постарше, и повоевать успел - с японскими милитаристами. Для выхода в открытый Космос выбрали Алексея Леонова, он лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге; Сергей Королёв говорил: «Хороший лётчик, хорошо учится, хорошо работает, прекрасно физически подготовлен, художник. В общем, ему надо доверять». Выход длился 12 минут и 9 секунд. «Крымская правда» писала «о беспримерном подвиге - советский человек шагает по Космосу. <> в 11 часов 30 минут на втором витке полёта лётчик-космонавт в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космичес­кое пространство, удалился от корабля на расстояние до 5 метров, успешно провёл комплекс исследований и благополучно возвратился в корабль». Спустя время Алексей Леонов стал гостем газеты, его и Павла Беляева (к сожалению, не смог приехать) пригласил главный редактор Владимир Бобашинский. И вспоминали коллеги рассказ: «Когда вышел из шлюза, увидел Чёрное море, Крым, потом аж до Сахалина планета во время выхода повернулась. Корабль ярко освещён солнцем и светом, отражённым от атмосферы Земли, она голубым шаром разворачивалась внизу. Нет, не разворачивалась, а стремительно бежала! Не поверите, первое, что подумал: «А Земля-то круглая». И Солнце, Луну видел - рукой, правда, достать не мог, но зарисовал, вернувшись на корабль. <> Звёзды были везде. Шагнул в эту бездну и... никуда не провалился. Читал Константина Циолковского, как он описывал выход человека в открытый Космос. Точно предугадал все ощущения. А ещё пронзительная тишина. И вдруг в наушниках голос Юрия Левитана: «Внимание, внимание! Человек вышел в открытое космическое пространство и находится в свободном плавании!» «Кто это там ещё плавает? - подумалось. - Да ведь это же обо мне говорят!».

О том, что раздуло скафандр и пришлось нарушить инструкции, стравить давление и возвращаться в люк головой вперёд, Алексей Архипович тогда ещё рассказывать не мог - «секретно». И о том, как при отстреле шлюза корабль сутки крутило со скоростью 20 градусов в секунду, вырос уровень кислорода и от любой искры они, одурманенные его переизбытком, могли взорваться, тоже не рассказывал - случайность спасла, при движении смог включить тумб­лер поступления воздуха. И как приземлились в полдень, 19 марта, «в Пермской области - глухая тайга. Счастье, что удалось проскользнуть между стволами сосен. Потом мёрзли - спасателям удалось подойти лишь через сутки, а сбрасываемые с вертолёта одежда и термосы застревали в ветвях». Кроме любви к полётам у Алексей Леонова была любовь к рисованию, «взял на корабль карандаши, бумагу, по первым впечатлениям ещё в Космосе появились наброски будущих картин» (они теперь хранятся во многих музеях). И даже в шутку повздорил с теми, кто летал раньше, на его рисунках атмосфера была иная, но потом учёные пояснили, что «первые летали на высоте в два раза ниже».

А в «Крымской правде» появился рисунок нашего коллеги Эммануила Грабовецкого: Луна, сжав в руке звёздный цветочек, позирует космонавту. И стихи Алексея Малина: «Так вот она, смелость какая,/ Так вот он - космический век:/ Шагает - смотрите! - шагает/ По Космосу наш человек!/
С борта корабля, как с мыса,/ Шагнул он в скафандре своём/ Не в переносном смысле, -/ В смысле уже прямом». «Не пятнышком на небосклоне, -/ Близкой, огромной такой/ Рисует Луну Леонов./ Скоро - достанет рукой». 

С «достать» не получилось, отказались от идеи, после того как американцы заявили о своём первенстве, но зато один из лунных кратеров таки носит имя Алексея Леонова, что должен был с нашей стороны первым на неё высадиться. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.