Белый флаг над головой

Во время Великой Отечественной войны в плен попали 86 советских генералов

5 Март 2025 386
Ржевско-Вяземская операция. Командующий 33-й армией Михаил Ефремов (справа) на передовой, 1942 г. Фото с сайта culture.ru
Ржевско-Вяземская операция. Командующий 33-й армией Михаил Ефремов (справа) на передовой, 1942 г. Фото с сайта culture.ru

Продолжение. Начало в №39 (28449) за 4 марта.

Со своими - до конца

За четыре года войны на Восточном фронте в плену оказались более 80 советских генералов. 22 из них были убиты нацистами или скончались в лагерях и тюрьмах. Подавляющее большинство (62 человека) осталось верно присяге. Немцы расстреливали, как правило, тех, кто неоднократно пытался бежать из плена, либо вёл пропагандистскую работу, поддерживая товарищей верой в скорую победу. Из вернувшихся на Родину 7 генералов повешены по делу Власова, 17 были признаны изменниками Родины и казнены. 25 человек после тщательной проверки оправдали, восстановили на службе, но постепенно отправляли в запас.

Было немало случаев, когда, не принимая приказов Ставки, командиры оставались со своими частями в окружении, сражаясь до конца. Командую­щий 33-й армией Западного фронта генерал-лейтенант Михаил Ефремов, оказавшись в окружении в апреле 1942 года, отказался улететь дважды на самолётах, присланных за ним из Ставки. По приказу Ефремова борт забрал боевые знамёна обречённой армии, секретные документы и раненых солдат. Сам командующий был ранен и застрелился, не желая попасть в плен к врагу. До этого он также застрелил жену-медсестру. Вместе с ним погибли командующий артиллерией армии генерал-майор Пётр Офросимов и практически весь штаб армии. Сергей Михеенков, исследовавший трагедию 33-й армии, приводит свидетельства немецких источников, согласно которым «не обнаруживается ни одного факта коллективной сдачи в плен. Не сдавались до последнего». Мужество Михаи­ла Ефремова оценил и противник. Ветеран 33-й армии генерал-лейтенант Юрий Рябов, воспоминания которого приводит историк В. Сафир, пишет: «По свидетельству очевидцев, хоронили немцы Ефремова в деревне Солодка 19 апреля 1942 года. Тело командарма принесли на жердях, но немецкий генерал потребовал, чтобы его переложили на носилки. При захоронении, обращаясь к своим солдатам, немецкий генерал сказал: «Сражайтесь за Германию так же доблестно, как сражался за Россию генерал Ефремов». Отдал честь. Был дан салют. Когда же мы после наступления освободили эти места, то во время перезахоронения Ефремова обнаружили, что немцами на его руке были оставлены золотые часы». Можно отнестись с недоверием к романтической версии похорон советского генерала. Далеко не всегда немецкие офицеры так поступали с погибшими врагами. 

11 советских генералов во время Великой Отечественной войны покончили жизнь самоубийством.

Советских генералов и офицеров высшего ранга немцы отправляли в офицерские лагеря. Пленные здесь жили в бараках по 20-30 человек. Им полагалось постельное белье, матрасы, подушки и одеяла. Трёхразовое питание было довольно скудным - три картофелины на завтрак, три на ужин, на обед - жидкий суп из картофеля и брюквы, а также 300 граммов хлеба, литр суррогатного кофе, немного маргарина, джема и плавленого сыра ежедневно. Однако по сравнению с этим пайком ни в какое сравнение не шла баланда, которой питались красноармейцы в «обычных» лагерях. Кроме того, в офицерском лагере был медпункт, прачечная, баня, раз в неделю приходил парикмахер.

Одним из самых известных советских военачальников, попавших в гитлеровский плен, был генерал-лейтенант Михаил Лукин. В прошлом военный комендант Москвы он встретил войну командующим армией. В ходе Смоленского сражения в июле 1941 года исключительно мужественно и умело руководил войсками 16-й армии, так же доблестно он сражался позже под Москвой, не давая двигаться войскам противника к столице.

Рафаэль ГУСЕЙНОВ. 

Источник: №42 (9581) «Российской газеты» за 26 февраля 2025 г., rg.ru

(Продолжение следует).