Ответы от нотариуса

14 Февраль 2025 486
Проконсультирует специалист.
Проконсультирует специалист. Фото Александра КАДНИКОВА.

Вместе со специалистами Нотариальной палаты Рес­публики Крым мы продолжаем отвечать на вопросы читателей, выясняя особенности гражданского и семейного законодательств страны, узнавать стоимость оформления нотариальных документов по единому нотариальному тарифу (региональный и федеральный). В этом выпуске рубрики вместе с Ларисой ИСАЕВОЙ, нотариусом Симферопольского городского нотариального округа, членом Нотариальной палаты региона, узнаем: нужно ли детально прописывать условия в договоре пожизненной ренты с иждивением и сколько стоит его оформление в республике; как при покупке земли получить справку из государственного реестра о собственнике и почему лучше оформлять такую сделку через нотариуса; можно ли записаться к нотариусу через портал Госуслуг, чтобы выбрать удобное время.

Скажите, пожалуйста, зачем при оформлении договора пожизненного содержания заранее точно указывать все просьбы и условия, которые я хочу выдвинуть человеку, если собираюсь передать ему за это свою собственную квартиру. Ведь может потом захотеться и понадобиться что угодно иное, а в договоре оно и не указано, как тогда? И ещё: сколько стоит такое оформление, у какого нотариуса дешевле, и как при оформлении такого договора будут соблюдаться права остальных моих наследников?

Н. С.

Симферополь.

Двусторонняя сделка, о которой вы спрашиваете, в российском законодательстве называется официально договор пожизненной ренты с иждивением. Она оформляется только через нотариуса, в присутствии и рентополучателя (человека, передающего имущество, чаще жильё, в обмен на выплату и заботу), плательщика ренты (того, кто, принимая имущест­во, обязуется взамен помогать и платить определённые суммы, ренту). Обе стороны и подписывают договор, который нотариус удостоверяет своей усиленной квалифицированной подписью. Заключать договор пожизненной ренты с иждивением можно абсолютно с любым человеком, не обязательно из числа родственников, тем более, близких, а просто с тем, которому доверяете; можно даже с официальной организацией. Но, повторюсь, всё только через нотариуса - иначе договор будет недействительным. Стоимость нотариального удостоверения договора пожизненной ренты с иждивением у нас в республике в этом году - 10500 рублей регио­нального тарифа (ранее плата за услуги нотариуса правового и технического характера) и 0,5% от суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 тысяч рублей федерального тарифа (ранее государственная пошлина). Федеральный тариф - единый на всей территории страны, определяется положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Регио­нальный же тариф - единый только для определённого ре­гиона, в нашем случае - Респуб­лики Крым, устанавливается ежегодно общим собранием членов Нотариальной палаты республики, так что у любого нотариуса на территории регио­на стоимость удостоверения договора пожизненного содержания с иждивением будет одинакова. После подписания договора пожизненной ренты с иждивением происходит смена собственника имущества, в данном случае квартиры. Но этим же договором она обременена, на всё время выплаты ренты, то есть, новый собственник пока не может самостоятельно распоряжаться полученным, продавать, сдавать, менять, дарить иному лицу или же выписывать вас из этой квартиры (можете оставаться там на весь период договора) - всё лишь по письменному, нотариально заверенному, вашему согласию.

Условия в договоре пожизненной ренты заранее обсудить с плательщиком ренты важно и прописывать в договоре надо обязательно, чётко и полностью, вплоть до разных нюансов, ведь отступать от пунктов сделки будет нельзя, требовать то, что не прописали заранее - невозможно. О соблюдении прав остальных ваших наследников после оформления договора пожизненной ренты с иждивением говорить в отношении имущества, квартиры, переданной по такому договору, нельзя. Это имущество вы заранее передали в собственность иному человеку, плательщику ренты, оно уже не ваша собственность и не входит в наследственную массу после вашего ухода. Выплата ренты при этом просто прекращается, и её плательщик становится полноправным владельцем имущества, оно уже ничем не обременено, может хоть продавать, хоть сдавать. Ваши наследники ни по закону, ни по завещанию, в том числе и близкая родня, претендовать на это имущество (обязательную долю из него) не смогут.

Каким образом нам, покупающим у собственника земельный участок, получить справку из государственного реестра недвижимости, чтобы точно убедиться, кто владелец и нет ли каких-то препятствий?

В. Е.

Симферопольский район.

Без обращения к нотариусу получить такую справку, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), вы не сможете. Поэтому, если хотите всё проверить, то лучше договор купли-продажи земли оформлять именно у нотариуса. Он запросит такую справку в реестре, с полными данными о владельце (продавце) недвижимости. Кстати, получение такой справки-выписки, иных сопутствующих документов, уже включено в региональный тариф нотариуса, платить дополнительно за них не придётся. Получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости, нотариус сообщит вам, легальная ли предполагается сделка купли-продажи. Так как в выписке указываются не только сведения о владельце, основания получения им участка, но и назначение земли (не на любом участке можно строить дом или вести хозяйство), её зоны и границы (нет ли по территории трубопровода, к примеру), не обременён ли участок арестом или залогом, не находится ли в чужой или совместной супружес­кой собственности (надо тогда согласие второй стороны), соблюдены ли права третьих лиц, допустим, несовершеннолетних совладельцев и так далее. Нотариус всё это проверит, запросив документы и из ЗАГСа, и из иных организаций, в том числе проверит и доверенность, если договор оформляется по ней. Так что договора купли-продажи, тем более, значительные, лучше оформлять не в простой письменной форме, как допус­кается в некоторых случаях, а у нотариуса, чтобы сделка была законной и правомочной.

Можно ли записаться к нотариусу через портал Гос­услуг, чтобы заранее выбрать удобное время?

К. Л.

Симферополь.

Чтобы записаться к нотариусу через портал Госуслуг, равно, как и для иных действий на портале, надо иметь подтверждённую учётную запись там (как всё оформить, указывается после регистрации на сайте). Если подтверждённая учётная запись есть, то в поисковой строке на сайте набираете «нотариус» и «записаться». Далее выбираете нужный регион, тематику обращения, специа­листа в своём нотариальном округе, к которому хотите обратиться (оплата за услуги у всех нотариусов региона при этом одинаковая) и удобное время записи. Кроме того, при этом можете уточнить и список необходимых документов, отправить их электронные копии выбранному нотариусу, чтобы он мог уже и подготовиться к приёму. После подтверждения записи на сайте в ваш «личный кабинет» портала придёт соот­ветствующее уведомление, напоминание, что вы записаны к нотариусу.

Ответы нотариуса на иные вопросы читателей, касающие­ся особенностей семейного и гражданского законодательств, - в следующем выпуске руб­рики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.