Владельцы танкеров могут лишиться бизнеса

12 Февраль 2025 595
Танкер «Волгонефть-239», который сел на мель в районе мыса Панагия, порежут на металлолом. Фото Владимира АНОСОВА.
Танкер «Волгонефть-239», который сел на мель в районе мыса Панагия, порежут на металлолом. Фото Владимира АНОСОВА.

В Арбитражном суде Краснодарского края началось разбирательство по административным делам против владельцев затонувших в Чёрном море танкеров «Волгонефть-239» (владелец «Волгатранснефть») и Волгонефть-212» («Кама шиппинг»). Однако список судов, в отношении которых заведены дела, гораздо обширнее. Во время декабрьского шторма, ставшего причиной кораблекрушения, в районе бедствия оказались и другие корабли вышеназванных судовладельцев. Все они, по мнению Новороссийской транспортной прокуратуры, находились в акватории с нарушениями техрегламента, сообщил корреспондент «Российской газеты».

- Просто они не развалились, - коротко пояснила журналистам, присутствовавшим в суде, представитель ответчиков Ольга Паутова.

- Танкер «Прикамье»? А разве мы сейчас слушаем дело не по «Волгонефти»? Нет? Ну хорошо, - судья в начале заседания запуталась в названиях судов, которые фигурируют в административных делах по искам Новороссийской транспортной прокуратуры.

Дела слушаются в режиме нон-стоп, танкер «Прикамье» сменяет «Волгонефть-109», потом «Волгонефть-239». Название последнего на слуху, он разломился пополам, носовая часть затонула, а кормовая сегодня распиливается у мыса Панагия, в Краснодарском крае.

Компаниям «Волгатранснефть» и «Кама шиппинг» по всем делам вменяется одна и та же ч. 2 ст. 1443 КОАП РФ (нарушение требований технических регламентов). Она предусматривает для юридических лиц штраф от 300 до 600 тысяч рублей с конфискацией «предметов административного правонарушения» (то есть судов) либо без таковой. Таким образом, компании могут лишиться части своего флота.

Ольга Паутова ходатайствовала, чтобы все дела были объединены в одно, дабы не затягивать их рассмотрение. Однако суд ей в этом отказал.

По словам заместителя новороссийского транспортного прокурора Романа Ковальчука, судовладельцы нарушили требования технических рег­ламентов, в результате чего создана угроза причинения вреда жизни гражданам, окружающей среде и животному миру.

Так, например, судно «Прикамье», согласно квалификационным документам, могло находиться на внешнем рейде порта Кавказ только до 20 ноября, однако оно задержалось на более длительный срок. Напомним: гибель танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212» произошла 15 декабря.

- Судно находилось в разрешённых районах плавания, но за пределами сезона плавания. «Прикамье» 27 октября стало на якорь в Азовском море в ожидании прохода через Керченский пролив. Таким образом, у судна был месяц на то, чтобы выгрузиться и вернуться к месту стоянки. Судовладелец не мог предполагать, что выгрузка может затянуться на такой долгий срок, - пояснила в суде представитель ответчиков.


Один из затонувших танкеров. Фото Владимира АНОСОВА. 

 

 

 

 

 

По её словам, 13 ноября «Прикамье» получило вызов от судна-накопителя на выгрузку. И уже после прохода по Керченскому проливу, который состоялся 14 ноября, судно-накопитель сообщило, что не может принять груз.

- Оставалось шесть дней до 20 ноября. Возникает вопрос: зачем было подвергать такой опасности судно и членов экипажа? Ссылаться на то, что корабль не выгружали, некорректно. Наверное, компания неправильно спланировала вывоз нефтепродуктов, - настаивал Роман Ковальчук.

По мнению Ольги Паутовой, шесть дней - более чем достаточный срок для разгрузки и возвращения в Азовское море.

- Разгрузка занимает всего несколько часов. Однако в это время в данном месте находились около 50 судов, они переходили Керченский пролив караваном. И как раз тот факт, что суда длительное время не выгружали, привёл к нарушению. При этом «Кама шиппинг» ещё до истечения срока действия разрешительных документов начало предпринимать действия, чтобы продлить их.

Заместитель прокурора с доводами представителя ответчика не согласился. По его мнению, получение документов, продлевающих срок нахождения «Прикамья» в Чёрном море, - это уже ЧП.

Аналогичные заявления в суде делались и по поводу других танкеров. За исключением потерпевшего крушение судна «Волгонефть-239», это дело 6 февраля слушалось последним. Представитель «Волгатранснефти» ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.

- Поскольку судно потерпело крушение, по данному факту сейчас ведёт проверку Ространснадзор. Решение надзорного ведомства будет иметь значение и в рамках административного дела. В связи с этим просим суд либо приостановить рассмот­рение до появления акта расследования аварийного случая, либо отложить, - обратилась Ольга Паутова к суду.

Она также уточнила, что появление соответствующего документа ожидается в середине марта. Однако суд ходатайство отклонил. Как, впрочем, отказал он ответчикам и в запросе записи переговоров капитанов танкеров со службой управления движения судов.

- Мы полагаем, что крушение произошло не из-за того, что судно было неисправно или из-за неправильных действий капитана, а потому, в первую очередь, что нас не пустили в убежище. Служба управления движения судов потребовала бросить якорь в конкретных координатах. Суд отказал нам в запросе переговоров. Возможно, их запись будет рассмотрена в рамках уголовного дела, - сообщила Ольга Паутова журналистам.

Судебное разбирательство по затонувшему танкеру «Волгонефть-239» намечено на 13 февраля. Рассмотрение дел в отношении других судов также продолжается.

Как сообщили в оперативном штабе Кубани, мониторинговые группы на побережье Краснодарского края утром, 11 февраля, обнаружили новые выбросы мазута в районе пляжа «Витязь», в Анапе, количество нефтепродуктов оказалось небольшим. Группы наблюдателей проверили всю территорию, которая разделена между муниципалитетами региона. Команды Павловского и Приморско-Ахтарского районов обнаружили частицы мазута в виде капель на берегу. «На основной территории продолжается деликатная уборка - песок просеивают, чтобы собрать фракции мазута», - отметили в оперштабе Краснодарского края.

Андрей УЛЬЧЕНКО.