Озёра говорят «прощай»
Климат полуострова меняется

В ходе плановой экспедиции учёные из Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН зафиксировали критическое усыхание гиперсолёных озёр на западе Крыма. Исследователи изучили Джарылгач, Ярылгач, Бакальский и Ойбурский водоёмы. Результаты мониторинга заставили их задуматься. Крым может лишиться своих солёных озёр, если не будет получать больше воды.
Проблема не даёт покоя
Специалисты отметили, что давно не наблюдали столь сильного усыхания и чрезвычайно высокой солёности. Например, в озере Ярылгач зафиксирован показатель в 177 граммов соли на литр, что более чем в два раза превышает максимальные данные предыдущих многолетних наблюдений в августе (70 г/л). Такие изменения резко ухудшили биологическое состояние водоёма.
Руководитель экспедиции Николай Шадрин заявил о необходимости рациональнее использовать региональные запасы воды, пересмотрев структуру сельского хозяйства, а также вернуться к планам по опреснению морской воды с использованием полученных рассолов для развития аквакультуры. В институте имеются необходимые для этого наработки.
Для дальнейшего анализа учёные отобрали биологические пробы, включая образцы водоросли кладофоры, которые будут использованы в экспериментах по культивированию.
При этом, по информации гендиректора предприятия «Вода Крыма» Максима Новика, полуостров на текущий момент полностью обеспечен запасами питьевой воды, которых хватит как минимум до зимы даже без учёта потенциальных осадков.
В целом проблема солёных озёр существует не первый год. Как поясняют «Крымской правде» жители Джанкойского района, у них довольно часто из кранов текла солёная вода. И хотя пить её или стирать ею вещи - не лучшее решение, зато, шутят люди, удобно засаливать огурцы и помидоры.
«Если её использовать для стирки, например, или кофе приготовить, то, конечно, ничего хорошего не получится, - поясняет Марина Кислица, жительница одного из сёл. - Мы поэтому постоянно покупаем воду, чтобы нормальная была. Ну а последние годы, как вот засуха эта, как Северо-Крымский канал опустел, даже в скважинах глубоких вода стала ещё солонее. Понятно, что пресная потихоньку уходит. Так откуда ждать, что солёные озёра будут с водой? На это мы не рассчитываем».
Некоторые туристы и местные жители продолжают верить в целебные свойства «розовых» озёр полуострова. Однако реальность такова, что без надлежащего контроля и ответственности водоёмы высыхают, загрязняются бытовыми стоками и сельскохозяйственными химикатами.
Например, Сакское озеро, самый известный источник лечебной грязи, хотя и имеет запасы на несколько веков вперёд, уже сталкивается с рисками из-за засоления. Многие другие озёра, такие как Кызил-Яр и Ярылгач, полностью утратили статус лечебных ресурсов. Некоторые, как Донузлав, и вовсе превратились в заливы из-за человеческой деятельности. Влияние антропогенного фактора крайне опасно. И мы это всё реже учитываем.
Есть ли шанс?
При этом возможности для хозяйственного использования озёр есть: разведение рыбы, выращивание рачков артемии (ценного кормового ресурса), развитие рекреации и даже портовой инфраструктуры. Однако проекты часто сталкиваются с сопротивлением чиновников, местных жителей или просто не находят инвесторов. Браконьеры же активно незаконно добывают ценные ресурсы, такие как артемия и мотыль.
Учёные предлагают конкретные решения: подпитка озёр морской водой, восстановление их как морских лагун, развитие аквакультуры и использование сопочных грязей, в том числе на Керченском полуострове. Однако, несмотря на готовые проекты, интерес со стороны государства и бизнеса остаётся низким. В результате многие озёра продолжают деградировать, а их потенциал остаётся нереализованным.
«Не существует «безнадёжных» ситуаций, когда солёные озёра нельзя грамотно и эффективно использовать, - заявлял ранее ведущий геолог Крымской гидрогеологической станции Валерий Васенко. - Один из последних проектов, разработанный коллективом крымских специалистов, касается озера Тобечик. От моря его отделяет пересыпь, по которой проходит дорога. В летнее время после дождей в акватории озера всего 1,5-2 сантиметра воды. Южный берег подвержен оползням, и там вполне можно организовать научно-исследовательский полигон. Донных отложений озера много, но лечебных всего 40 сантиметров, и те, если взяться за их разработку, окажутся «золотыми»: придётся их очищать от битой ракушки. А зачем - если рядом Чокрак с первоклассными запасами? На берегу необходим санаторно-курортный и туристический комплекс с парком и зоной для прогулок. Там могут эффективно использоваться грязи Сакского озера, Чокрака, сопочные воды и пелиты Булганакского проявления грязевых вулканов, также серные и сероводородные воды Керченского полуострова».
О том, что солёные озёра теряют свои свойства, шла речь ещё в 2015 году. По сути, они лишились регулярной подпитки от Северо-Крымского канала. Их будущее остаётся под вопросом. Всего в Крыму насчитывалось более 50 прибрежно-морских солёных озёр. За последние 70-80 лет половина из них перестала быть солёными и лечебными.