«Родиной не торгую»

Новостные ленты пестрят сообщениями о предателях, кто-то за 15 тысяч рублей «сливал» противнику информацию о наших военных (теперь сотню тысяч штрафа выложить и 15 лет за решеткой поведение обдумывать), кто-то за «серебряники» в террористы вообще записал себя, четверть века «строгача» заработав. На обстоятельства ссылаются... Но, к счастью, истинных патриотов много в нашей истории, кто вопреки обстоятельствам, верен родной земле, славной памяти предков, прошлому, настоящему, будущему. Не предают своё и своих, какие бы блага ни сулили, какую бы кару ни обещали. Честно, до последнего верные Отечеству, себе, долгу. Вспомним историю.
Вопреки страху
Патриотизм сполна проверяется в военное время. Миллионы примеров истиного служения Родине знает история. Простых бойцов, простых мирных граждан, не сдававшихся, не откликавшихся на угрозы и посулы врага. Как на рассвете 22 июня 1941-го два пограничника в дозоре, что первыми на Западной границе встретили натиск фашистов, не поддались на предложения «провести дальше» за обещание не убивать. Погибли «с уверенностью, что немцы проиграют войну» - так записал фашистский офицер после расстрела парней. Не предавать Родину. Как в Великую Отечественную, погибая в фашистских концлагерях, обессилевшие генералы Красной Армии ещё старались бороться, создавать антифашистские группы. Пётр Новиков и Дмитрий Карбышев, Филипп Ершаков и Иван Персняков, Василий Прохоров и Фёдор Рубцов, Владимир Максимов и Иван Никитин, Тимофей Новиков и Николай Прошкин, Михаил Романов и Александр Соколов, Христофор Алавердов и Сергей Баранов, Сергей Данилов и Аркадий Борисов, Григорий Зусманович и Александр Кулешов, Пётр Макаров и Серафим Николаев, Семён Ткаченко и Иван Шепетов, Георгий Тхор и Николай Старостин отказались предать Родину, перейти на службу фашистам. Они молодыми, младшими по званию, служили в армии Российской империи, сражались с германцами в Первую мировую, в Гражданскую войну остались с Отечеством, выбрав Красную Армию, новое государство на родной земле. Достойный пример ещё в 1919-м подал Александр Николаев, уже тогда бывший генералом, ответив противнику перед казнью - «Я Родиной не торгую».
Несколько дней назад, 19 августа, исполнилось 165 лет со Дня рождения солдатского сына Александра Панфомировича Николаева. Не помышляя об ином деле, кроме служения Отчизне, окончил Московское пехотное юнкерское училище, командовал ротой, потом окончена Офицерская стрелковая школа и почти сразу - на фронт, Русско-японская война, ранение и наградная сабля с надписью «За храбрость». И несколько орденов Святой Анны, Святого Станислава, Святого Владимира. После командовал батальоном, полком. Первая мировая, война с германцами. Отвага и нетерпимость к врагу, орден Святого Георгия: «За то, что в бою 10 февраля 1915 года, будучи начальником правого боевого участка и находясь под сильным артиллерийским, пулемётным и ружейным огнём, после упорного боя овладел фортом Кулаковщина, который и удержал в последующие дни боёв, чем и облегчил наши действия в направлении высот 100,3 и 89,9, имевших большое военное значение в боях под Гродно». Россия смогла бы победить в Первой мировой, но случился, как говорили сами большевики, «переворот» - Великая Октябрьская революция. И новая война, самая страшная, что может быть на общей земле - Гражданская, теперь или совсем в пропасть, или всё же возрождение.
Александр Панфомирович не мог изменить своей земле, не мог допустить падения в пропасть, принял выбор большинства, сторону большевиков. Только от службы в армии отказался, ведь той власти, имперской, которой присягал, уже не было, а без присяги - не мог. Бывший царский генерал-майор устроился на паровозный завод рабочим. Проработал, правда, немного, Советская власть предложила службу - комиссар по военным делам Невского района Петрограда, командир отряда по охране невских коммуникаций, комбриг 3-й бригады 2-й Петроградской дивизии. Бои за свою землю с белогвардейско-немецко-эстонскими войсками Гдово - Ямбург (ныне Кингисепп), между Петроградом и Псковом. Вновь мужество и солдат Красной Армии, и комбрига. Но ночью 13 мая 1919-го предательская атака: отряд белого поручика Данилова из Северного корпуса Александра Родзянко под видом красноармейцев скрытно подошёл к селу Попкова Гора и пленил Александра Николаева, что на рассвете с адъютантом обходил район. Адъютант, увы, его имя история не сохранила, погиб, а генералу было сказано: «Вы свободны, ваше превосходительство. Ведите нас на Петроград». Он ответил кратко: « Я Родиной не торгую, а ты, поручик, подлец». Потом удар, комбрига, оглушённого и без сознания, доставили в расположение противника. Александр Родзянко, участник Первой мировой, в Гражданской войне принявшия сторону Белой армии (после уехавший сначала в Германию, потом в США) несколько раз вызывал Александра Панформировича, надеясь убедить генерала, более 40 лет прослужившего в армии, дивизией командовавшего на русско-германском фронте, перейти на сторону белогвардейцев, что в содружестве с интервентами мечтали занять Петроград. Но слышал в ответ: «Вы все - преступники, вы идёте на Русь с самозванными генералами, а мы, как военные, подчинены правительству; законно или незаконно оно - не наше солдатское дело». Ни угрозы, ни посулы не сломили офицера, остававшегося верным своей земле. 28 мая 1919-го на Базарной площади Ямбурга стояла виселица (до того вешали в роще, 500 деревьев - 500 красноармейцев). Вновь обещания жизни и хороший воинский пост, 59-летний генерал Николаев ответил, что не изменит офицерскому слову, народу и земле: «Вы отнимаете у меня жизнь, вы отняли всё, но вы не отнимите у меня веры в грядущее счастье людей». Его повесили, но сначала лишили офицерской чести, сломав наградную саблю «За храбрость».
После освобождения Ямбурга останки комбрига перезахоронили в Петрограде, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Был приказ Реввоенсовета Советской России о награждении орденом Красного Знамени.
Вопреки посулам
Истинного патриотизма хватает и среди гражданских. Без малого сто лет назад отказался предать Родину, и 36-летний Сергей Юдин. Хотя вполне мог, ведь был выходцем «из бывших», отец - директор Нижних торговых рядов в Москве (ныне ГУМ), мама - выпускница гимназии, жена - дочь пароходовладельца. Да и сам в Царской армии служил, в Первую мировую, врач, за храбрость награждённый Георгиевской медалью. И повод был - звали работать и жить в Германии, в США, им нужен был уникальный хирург, сулили очень много, но он отказался. Туда - только командировки, практика в местных госпиталях, и домой - спасать жизни работяг фабричной больницы в Серпухове. А на деньги, что заплатили за практику, купил медицинские инструменты, ведь в молодом Советском Союзе их не хватало.
Сергей Юдин родился 27 сентября 1891-го с уникальным даром - очень чувствительными и гибкими пальцами. Поступил на естественое отделение физико-математического факультета Московского университета, через год перевёлся на медицинский. Фронт Первой мировой, врач в передовом отряде Красного Креста при гвардейской стрелковой бригаде, начальник дивизионного санитарного отряда, потом заведующий хирургическим лазаретом в Туле, после демобилизации в 1919-м - участковая больница в Московской области, фабричная в Серпухове. Огромный опыт позволил написать диссертацию «Спинномозговая анестезия», признанную лучшей работой по хирургии в 1925-м. Заграничные командировки и возвращение - «Родина ждёт!».
Сергей Юдин первым предложил методику переливания крови погибших во имя спасения раненых, а во время Великой Отечественной вновь оказался на поле боя, придумал специальный хирургический стол и ещё множество разработок военно-полевой хирургии, на его счету тысячи спасённых. Получил две Сталинских премии за труды. А через три года после Победы - арест и обвинение в шпионаже, но даже в тюрьме умудрялся работать, писать научные статьи, продумывать методы операций. Ссылка в Сибирь, где вновь спасал жизни, реабилитация, возвращение в Москву. Мог просить «политического убежища» за границей, приняли бы, сделав всё, чтобы заполучить хирурга, у которого «не было неоперабельных больных», а гибкие пальцы позволяли держать по несколько инструментов сразу. Но Сергей
Сергеевич и тогда остался верным Родине, пациентам, отечественной науке. Создатель «банка крови», виртуоз хирургии прожил после политической реабилитации меньше года, ушёл 12 июня 1954-го, последний приют - на Новодевичьем кладбище.
Истинный патриотизм - это не красивая фраза, а для многих - состояние души, смысл жизни. Помним.