Жизнь как служение

Таким было земное существование выдающегося крымского писателя литературоведа, эссеиста Евгения Никифорова, памяти которого был посвящён вечер в Доме-музее Ильи Сельвинского Центрального музея Тавриды. Его бескорыстное служение литературе, русскому слову, культуре - другим наука и пример.
- С молодости, со студенчества на филологическом факультете Евгений был страстным библиофилом, рассказала вдова писателя Людмила Леонидовна. - Его эрудиция вызывала восхищение. Текстолог с феноменальной памятью, дышал словом, литературой, книгой. Много лет вдохновенно передавал свои знания учащимся Евпаторийской гимназии им. И. Сельвинского о литературе, мифологии, мировой художественной культуре. Волею судьбы одной из последних его работ стала вступительная статья к недавно переизданному роману Ильи Сельвинского
«О, юность моя!».
Председатель Крымского отделения Союза писателей России Владимир Сорокин рассказал о роли талантливого писателя в становлении многих творческих личностей, включая и его, которому дружеская и профессиональная поддержка Евгения Геннадьевича в своё время помогла состояться в литературе.
- Человек глубокий, философ по жизни, не гнался за почестями и наградами, - отметил Владимир Иванович. - Разносторонние знания, широкий кругозор, требовательность к себе сделали его, без преувеличения, настоящим мэтром. Бескорыстный служитель литературы, он навсегда остался в наших рядах, с читателями книг, которыми зачитываются все, взявшие их в руки и будут зачитываться молодые поколения.
На каждую книгу писателя был широкий отклик не только читателей и коллег, но и литературоведов.
Доктор филологических наук Маргарита Перзеке поделилась своим видением романа Никифорова «А я играю на гармошке. Курортный роман эпохи перестройки». Она увидела в этом романе волшебную историю со всеми положенными герою сказки испытаниями и обретённой любовью - незамысловатое, на первый взгляд, произведение с глубоким смыслом в кажущейся, тоже на первый взгляд, простоте. «Наследие Евгения Никифорова активно использую в работе, находя в его книгах интересное и полезное для студентов разных факультетов Института культуры - отметила исследователь. - Опора на его художественные произведения - надёжное подспорье для педагогов.
Писатель исповедовал принцип: «Книги должны работать». Его книги поистине «работают», а о нём самом у тех, кто его знал, осталась светлая память и благодарность за науку жить».
С этим согласны все, с кем Евгения Никифорова связывали узы дружбы, товарищества. А таких людей много и в Крыму, и за его пределами.
Как и его любимый Антон Павлович Чехов, Евгений ценил добрую шутку, искромётный юмор. Всегда был душой компании.
Заведующая научной библиотекой «Таврика» Центрального музея Тавриды Нина Колесникова, много лет знавшая Евгения Геннадьевича, ценила его как активного читателя - настоящего «человека книги», с которым всегда было интересно и полезно общаться. Напомнила, каким щедрым дарителем он был: пополнил фонды «Таврики» полсотней ценных научных изданий.
Встреча проходила на фоне выставки книг, газетных и журнальных публикаций писателя, собранных в библиотеке.
Член правления регионального отделения Союза писателей России Олег Азарьев рассказал о планах по изданию книг Евгения Никифорова.
Однокурсница писателя Наталья Кизилова справедливо считает, что роман-исследование Евгения Никифорова «Центурии Антона Чехова» - вклад не только в локальную, крымскую, но и во всю русскую культуру в целом: автору удалось проникнуть в жизненную философию Чехова и дать такую возможность читателям. Наталья отметила, что в произведениях Евгения Геннадьевича остался жить его беззаботный, игровой дух поколения шестидесятников.
Её поддержал друживший с Евгением историк Михаил Кизилов. отметивший интеллигентность писателя и яркий индивидуальный стиль его произведений.
По примеру своего старшего друга, Михаил Кизилов передал свою недавно вышедшую в петербургском издательстве «Алетейя» книгу «Крымские готы», а также настоящий раритет - экземпляр подарочного издания «Захалявної книжечки» Тараса Шевченко с собственноручно вписанными туда Евгением Никифоровым его украиноязычными стихотворными импровизациями.
Не стремящийся к безудержной славе писатель обрёл её при жизни, и она не померкнет. Лауреат Государственной премии РК, многочисленных литературных премий внёс весомый вклад в крымскую литературную летопись. С нами его богатое бесценное творческое наследие. А его образ хранит наша память.