Чтобы люди улыбались

Они стали частью эпохи, советской, - памятной и спустя три с лишним десятилетия после её трагического завершения. Люди, рождённые в СССР, воевавшие в его армии, творившие и созидавшие в мирное время. Мы продолжаем вспоминать те свершения и людей, узнавать незнакомое о знакомых. У этого народного артиста СССР всего 7 киноролей, в титрах, правда, фамилия мелькнула трижды, сыграл то самого себя в «Риск - благородное дело», то сумасшедшего игрока в казино в «На Дерибасовской хорошая погода», и это он, «пьяный» и «рука из сна» в «Бриллиантовой руке», и «пинающая нога» в «12 стульях». Но известен и любим не по тем коротеньким эпизодам, а по 16 сценариям и 32 режиссёрским работам, короткометражки и полные фильмы, из них всего два драматических, с трудным сюжетом, а остальные - комедии, добрые, ненавязчивые, смешные. Они и сейчас, спустя десятилетия, смотрятся на одном дыхании, известные до каждого слова, кадра, но такие же смешные и вечные. Вернувшись с войны, Леонид Гайдай решил создавать только такие, чтобы люди больше улыбались.
Разведка боем
Леонид Иович из поколения тех немногих, кому повезло выжить в боях Великой Отечественной - 1923 года рождения. Младший ребёнок в семье Иова Исидоровича и Марии Ивановны (в девичестве Любимовой) Гайдай. Старший брат Александр, тоже фронтовик, военный корреспондент, потом спецкор ТАСС, сестра Августина и он, Леонид, разница между ребятишками - два года, росли в любви и доброте, хоть не очень богато. Папа будущего режиссёра - потомок крепостных крестьян и бывший политкаторжанин, строивший Амурскую железную дорогу. После окончания каторги в 1913-м, так и остался в Приамурье, работал на той дороге. А любимая Мария приехала к нему по переписке - её брат (по одной версии - дядя) вместе с Иовом каторгу отбывал, сосватал. Младшенький, Лёня, Люля, как звали домашние, родился у них 30 января, в ещё Амурской губернии, в городе Свободный. Потом в переездах семьи были Чита, Иркутск, Лёня в школе играл на самодельных скрипке и балалайке, в художественной самодеятельности участвовал, даже книгой Антона Чехова награждён, как пишется на сайте памяти режиссёра: «Лучшему участнику художественной олимпиады Гайдаю Лёне. 14 мая 1940 года». Спустя год с небольшим, 20 июня 1941-го, ему, окончившему десятый класс в 42-й железнодорожной школе Иркутска вручили аттестат, а через 2 дня…
«Мы узнали о войне в 17 часов по иркутскому времени, когда московское радио начало передавать экстренное сообщение. Как раз в это время я с папой сажал тополя под нашим домом вдоль забора. Почему-то у нас (я имею в виду своих сверстников, товарищей по школе) в этот момент было какое-то особенно приподнятое настроение. Каждый хотел быстрее попасть в армию, отправиться на фронт воевать с фашистами». Это Леонид вспоминал спустя 40 лет, в письме брату Александру. Он рвался на фронт, но призвали лишь в феврале 1942-го. Считается, что когда военком отбирал пополнение, то на каждый вопрос, кто готов отправиться в тот или иной род войск, Леонид постоянно отвечал «Я!» «На флот?» - «Я!», «В артиллерию?» - «Я!», «В кавалерию?» - «Я!», «В разведку?» - «Я!». В конце концов услышал: «Да, подождите вы, дайте огласить весь список». Пройдёт время, режиссёр Леонид Гайдай, фронтовик, использует такой приём в фильме «Операция «Ы», помните милиционер, фронтовик Владимир Басов, так отвечает хулигану Феде, фронтовику Алексею Смирнову. И какие же удачные, вечные фильмы получались у этих фронтовиков, людей, познавших истину жизни.
А в армию 19-летнего Леонида призвали в кавалерию, в Монголию направили, лошадей объезжать, а до того был рабочим сцены в Иркутском драмтеатре, уже твёрдо решив, что после Победы станет актёром. В Монголии труда было много, но рвался парень на Родину, на фронт. В итоге - Калининский, рота пешей разведки 1263-го стрелкового полка 381-й дивизии. И очень скоро - медаль «За боевые заслуги», приказ по полку от 20 декабря 1942-го. «Награждается красноармеец пешей разведки за то, что в боях за деревню Енкино (Псковская область. - Ред.) 14 декабря 1942-го забросал гранатами огневую точку противника, уничтожил 3 фашистов, вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленных». Таких захватов у него было немало, много раз ходил за линию фронта, но вот встретить, как мечталось, Победу в Берлине, не удалось: комиссовали по ранению. В начале 1943-го, возвращаясь с боевого задания, чудом остался жив - подорвался на противопехотной мине. Серьёзно пострадала нога, хотели даже ампутировать, но он упросил, ведь «одноногих актёров не бывает». Спасли, по кусочкам собирали, год в госпитале, пять операций - осколки мины потом всю жизнь выходили, причиняя неимоверную боль, а никогда не показывал виду, не любил, чтобы другие слабость замечали, а то, что с тросточкой ходит - просто талисман, даже хромоту скрывал, к слову, так многие актёры-фронтовики поступали, мужество ради искусства. Только любимая Леонида Иовича, Нина Павловна, догадывалась о той боли - по редким вздохам мужа.
«Профнепригодность»
Комиссованный Леонид Гайдай вернулся в Иркутск, окончил театральную студию при родном драмтеатре, служил актёром, два десятка ролей сыграл. А потом отправился покорять Москву, поступил на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Его отчислили после первого курса - «за профнепригодность», а в реальности за шутку: с однокурсниками провожали вечером сотрудницу института, будущий режиссёр, худощавый, в маму, и высоченный, в папу, метр восемьдесят три роста, развязным тоном потребовал снять шубу. Женщина, растерявшись, стала снимать, а студенты рассмеялись шутке… Но Леонид Иович прощения просил, смог восстановиться в институте, став лучшим студентом - Сталинским стипендиатом. И любовь свою встретил в институте - москвичка Нина Гребешкова училась с ним на одном курсе, тогда её актёрский поток объединили с его режиссёрским.
Леонид Иович потом считал, что это судьба, ведь учиться она должна была на ином актёрском потоке, но оттуда… отчислили, «много снимается, на учёбу нет времени». А она действительно получила первую роль ещё на первом курсе, потом снова и снова. Леонид «каждый вечер провожал после занятий. И не успевая на последнюю электричку, ночевал на вокзале. Но утром приходил на занятия, - вспоминает актриса, - а однажды просто предложил: «Давай поженимся?!». Они были вместе четыре десятилетия, надёжный тыл, семья, дочь Оксана родилась. Леонид Иович только сожалел, что не снял фильм специально для любимой. Хотя у него она снималась часто, но больше второстепенные роли - доктор в «Кавказской пленнице», «жена Семён Семёныча» в «Бриллиантовой руке», Мусик в «12 стульях». Он уважал талант любимой, в фильмографии которой почти 80 картин, всегда первой давал читать свой сценарий и прислушивался к правкам, переписывал.
Первый фильм Леонид Гайдай снял в 1956-м, трагедию «Долгий путь», а вот первую его комедию, «Жених с того света», комиссия зарубила, как и «Трижды воскресший». Взяв паузу, режиссёр уехал в Иркутск, там в старых газетах нашёл фельетон, ставший основой для «Пёс Барбос и необычайный кросс», затем появились, «Самогонщики», «Операция «Ы», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию»… Его фильмы били рекорды просмотров, а «Бриллиантовая рука» признана лучшей отечественной комедией за столетие. И мы в Крыму гордимся, что шесть его комедий сняты у нас. Леониду Гайдаю повезло выжить в Великой Отечественной, судьба отвела ему 70 лет жизни, ушёл 19 ноября 1993-го, успев создать, как оказалось, последнюю свою комедию «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Он прошёл войну и потом старался делать всё, чтобы люди вокруг улыбались и радовались, ведь: «Жить, как говорится, хорошо. - А хорошо жить ещё лучше! - Точно!» Помним!