Белый флаг над головой
Во время Великой Отечественной войны в плен попали 86 советских генералов
Окончание. Начало в №№39, 40 за 4 и 5 марта 2025 г.
При выходе из окружения Михаил Лукин был тяжело ранен и без сознания попал в плен. Немецкие врачи спасли ему жизнь, ампутировав ногу, у него осталась парализованной рука. На первых же допросах, в отличие от некоторых излишне говорливых генералов, отказался отвечать на вопросы военного характера, ссылаясь на данную им присягу. В свои соратники Лукина пытался завербовать Власов, специально для встречи с ним приехавший в лагерь, эти попытки предпринимались со стороны другого предателя - Трухина, начальника штаба власовской армии. Но это не увенчалось успехом. В то же время Лукин в плену критически отзывался о руководстве советскими войсками на начальном периоде войны, в чём был абсолютно прав. После войны он был освобождён американскими войсками и доставлен через Париж в Москву. НКВД тщательно проверяло генерала, но ничего компрометирующего его тогда не было найдено. Но главную роль в этом деле сыграло отношение Сталина. В одной из послевоенных бесед с маршалом Иваном Коневым он сказал: «Передайте Лукину мою благодарность за оборону Москвы». Тяжёлое состояние его здоровья приковало генерала к постели. Умерший в 1970 году Михаил Лукин был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. В 1993 году ему было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Но уже в наши дни в немецких архивах были обнаружены протоколы допросов Лукина в плену. Если им верить, генерал не раз высказывался о планах «России без большевиков и евреев». Власовец В. Поздняков в своих мемуарах, изданных в США, утверждает, что в «генеральском бараке в нацистском концлагере Хаммельсбург кипели споры и дискуссии о том, кто является врагом номер один. Д. Карбышев считал таким врагом Гитлера, а М. Лукин говорил, что Сталин и Гитлер ничем друг от друга не отличаются». М. Лукину очень повезло, что Сталин об этих спорах ничего не знал.
18 февраля 1945 года в нацистском концлагере Маутхаузен погиб генерал Дмитрий Карбышев. Он попал в плен к гитлеровцам в августе 1941-го в бессознательном состоянии. Немцы пытались склонить его к сотрудничеству, но генерал не перешёл на сторону врага. По свидетельствам очевидцев, он погиб от пытки ледяной водой на морозе. В 1946 году Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Об этом выдающемся человеке стоит рассказать подробнее.
Мало кто знает о том, что Карбышев был потомственным дворянином, что его родственник Иван Семёнович Карбышев считается одним из основателей города Верный (ныне Алма-Аты), а отец занимал высокое положение в Сибирском казачьем войске. Связано это было с тем, что в советское время, особенно после революции, было не принято говорить о своих дворянских корнях. В семье это воспринималось просто как данность. Дмитрий Михайлович блестяще начал свою военную карьеру, отличился в ходе Русско-японской войны, получил звание штабс-капитана. В 1908-м поступил в Николаевскую инженерную академию и блестяще окончил её. Первую мировую войну он закончил подполковником.
Карбышев считается одним из первых известных офицеров-дворян, перешедших после 1917 года на сторону Советской власти. Важно помнить, что он служил под командованием генерала Алексея Брусилова, верховного главнокомандующего Русской Императорской армии, который тоже перешёл на сторону большевиков.
В период военной службы после Гражданской войны Дмитрий Карбышев обрёл репутацию одного из ведущих мировых специалистов в области военно-инженерного искусства. В это время он многое построил и отреставрировал: укрепления вдоль западной границы СССР, здания Троице-Сергиевой лавры, мосты, железные дороги, тоннели. Внук генерала Дмитрий Карбышев вспоминает, что он издал много работ по фортификации, наведению переправ, полевым укреплениям и тому подобному.
К началу Великой Отечественной войны Дмитрий Михайлович был уже доктором наук, генерал-лейтенантом, преподавал в военных академиях. Его слушателями были будущие генералы и маршалы: Александр Василевский, Иван Конев, Леонид Говоров, Николай Воронов, Павел Рыбалко, Георгий Захаров, Алексей Антонов, Андрей Гречко, Сергей Штеменко.
Летом 1941 года Дмитрий Михайлович Карбышев был командирован в Западный Особый военный округ, где инспектировал ход строительства фортификационных сооружений 68-го Гродненского укреплённого района. Он отказался от немедленной эвакуации, когда началась война, считая, что место офицера - в бою.
Все попытки немцев склонить Карбышева на свою сторону провалились. В документах Главного инженерного управления гитлеровской армии есть такая запись: «Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за 60 лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму… Карбышева можно считать безнадёжным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела». Карбышев прошёл несколько концлагерей, среди них - Майданек и Освенцим, пережил жестокие пытки, но за все годы плена так и не был сломлен.
Нацисты тщетно пытались переманить Карбышева на свою сторону. И только окончательно убедившись в его непреклонности, они отправили его на каторжные работы в лагеря, обрекая таким образом на смерть. Без скидок на звание и возраст.
В 1946 году старшую дочь Карбышева Елену пригласил к себе первый заместитель уполномоченного Совнаркома СССР по делам репатриации, генерал Константин Голубев. Беседуя с дочерью Карбышева, Голубев сказал: «Мы опросили многих узников концлагерей, в том числе всех наших освобождённых из плена генералов, встречавших там Карбышева или слышавших о нём от других. Ни одного отрицательного отзыва. Только в высшей степени положительные. Как сообщить маме, реши сама. Но передай: мы готовим представление Дмитрия Михайловича на звание Героя Советского Союза».
Большая часть советских генералов с честью выдержала тяжелейшие моральные и физические испытания плена, остались верными присяге. Будем об этом помнить.
Рафаэль ГУСЕЙНОВ.
Источник: №42 (9581) «Российской газеты» за 26 февраля 2025 года, rg.ru