Доставим - не доставим

31 Январь 2025 197
Купленный товар должны доставить в пункт выдачи.
Купленный товар должны доставить в пункт выдачи. Фото Александра КАДНИКОВА.

Получать что-то с доставкой на дом - очень удобно, но, как показывает практика, не только для адресатов-получателей, но и для мошенников, стремящихся заработать на любой ситуации. Примерами поделились читатели «Крымской правды», а мы выяснили у специалистов, как на самом деле должно быть.

«Вам письмо»

Людмила Васильевна из Симферополя попросила уточнить с почтовой доставкой. «Мне позвонили с почты, но не с нашего отделения, а, как сказали, с центра сортировки, что у них получено для меня заказное письмо. Спросили, как мне удобнее, чтобы они его на дом доставили или самой приехать к ним на другой конец города. Конечно, попросила доставить, сказали - хорошо, но, чтобы занести в программу именно доставку, надо продиктовать им цифры из присланного смс-сообщения. А я помню, что вы писали, такое нельзя делать. Пока сказала, что подумаю ещё, письмо ведь месяц храниться должно заказное. Правильно ли сделала, ведь даже не знаю, от кого такое письмо?».

Абсолютно правильно, ведь это был «привет» от аферистов. Как пояснила Елена Принь, руководитель федерального государственного унитарного предприятия «Почта Крыма», специалисты сортировочного центра предприятия не осуществляют доставку заказных писем. Более того, сотрудники почты могут позвонить только в том случае, если вы сами, на всякий случай, оставляли в своём ближнем отделении поч­товой связи номер телефона для связи (как вариант, если на ваше имя поступило EMS отправление и там номер указан в сопроводительном документе). Но при этом помните: почтовики ни для каких целей не запрашивают коды из смс-сообщений, в том числе якобы для подтверждения услуги; данные ваших банковских карт и прочую личную информацию. Лучше поинтересуйтесь сами, откуда у позвонившего ваш номер. Доставка заказных писем осуществляется почтальонами на доставочных участках в соответствии с адресными данными, указанными отправителем на почтовом конверте. И бесплатно, так как стоимость доставки уже заложена в тариф за пересылку. Если получателя дома не оказалось, то поч­тальон оставит в почтовом ящике извещение, в котором будет указан адрес, номер телефона и режим работы отделения почтовой связи, чтобы человек сам смог прийти и получить своё заказное письмо (при заполнении паспортных данных на бланке извещения и предъявлении документа в отделении). Важно, что ценные письма с описью вложения почтальоном не доставляются изначально, получатель забирает их сам, а предварительно извещением ему сообщают о поступлении такого письма на почту (исключительно в отделение, не в сортировочный центр или иные службы).

Если на ваше имя на поч­ту пришло EMS отправление - это экспресс-доставка поч­товых отправлений, при которой используется курьерская доставка, то сотрудники поч­тового отделения или курьер могут позвонить по номеру телефона, указанному на сопроводительных документах, но только уточнить дату, адрес и удобное для вас время доставки. Никаких кодов, паспортных данных и прочего по телефону не требуют. Учтите, что вся письменная корреспонденция хранится в отделении почтовой связи 30 календарных дней, посылки и EMS отправления - 15 календарных дней. Письма (бандероли) из разряда «Судебные» и «Административные» хранятся только 7 календарных дней.

По словам руководителя «Почты Крыма», если есть какие-то вопросы, связанные с доставкой почтовых отправлений или получением дополнительных услуг, то можно позвонить по номерам телефонов, размещённым на официальном сайте «Почты Крыма» в разделе «Поиск отделения». И помните всегда: если вам поступают звонки якобы от имени сотрудников «Почты Крыма» для осуществ­ления доставки любого вида почтового отправления, и при вашем отказе от услуги или согласии на неё (лучше не надо) попросят сообщить направленный ими код из SMS, знайте - это мошенники! Ничего не сообщайте, прекращайте разговор.

Из магазина

Если покупаете что-то крупное и тяжёлое в обычном магазине, то можете спросить их о доставке. Но помните, что доставка товара - это услуга дополнительная, магазин может её просто предложить, проинформировать вас о стои­мости, условиях и сроках доставки, а вот навязывать или самостоятельно включать в стоимость - нет. Заранее уточните, будет ли выдана квитанция об оплате доставки, предусмотрена ли накладная и акт приёма-передачи доставленного из магазина крупногабаритного товара, бытовой техники, и никогда заранее не подписывайте документ о привозке ещё не доставленной вещи. И не забывайте тщательно её осмотреть, проверить после доставки. Ведь по нормам Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несёт материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, если не докажет, что произошёл форс-мажор. Так что после доставки покупку лучше проверить сразу на предмет механических повреждений.

Важно делать это и при покупке в интернет-магазинах, доставке из них товара или курьером на дом, или в пункт выдачи заказов. Но порой случается, что обещанную доставку выбранного в интернете товара можно и не дождаться. Как быть, тем более, если заранее его оплатили? Так получилось у нашей читательницы Ольги из Евпатории, которую продавец «кормит обещаниями доставки» уже полторы недели, а заказанный игрушечный автомобиль для племянника на день рождения она уже оплатила. Нормы продажи товаров дистанционно, через интернет-площадку, также регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и закона «О защите прав потребителей». Дистанционная продажа - это предоставление потенциальному покупателю возможности ознакомиться с описанием товара, его фотографиями, описанием потребительских свойств (о них рассказать обязательно) и на основании этого сделать выбор и заключить договор купли-продажи. Он считается заключённым с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, который положен в корзину и нажата кнопка «оформить», а уж тем более, если товар оплачен. При этом обязательно заранее уточните, входит ли доставка в указанную стоимость оплаты или оплачивается отдельно, какие есть варианты доставки. 

Продавец просто не имеет права расторгнуть договор самостоятельно или не исполнять его, задерживая обещанную доставку. Если доставка товара, заказанного в интернет-магазине, хоть оплаченного, хоть нет, задерживается по вине продавца, то покупатель может потребовать выплату неустойки (0,5% от суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки); можно просто потребовать расторжения договора, возврата средств (если товар оплачен) или установления нового срока доставки. Если договориться не получается, то возможно побороться за свои права и в судебном порядке. Главное, знать свои права и обязанности продавца.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.