С заботой о почве Крыма

24 Декабрь 2024 323
Виктор Яровенко. Фото из архива читателей.
Виктор Яровенко. Фото из архива читателей.

Мы привыкли, что полуостров - благодатный край, славящийся не только красотами природы, мужественными и трудолюбивыми жителями, но и урожаями, ведь почва у нас плодородная, а труженики старательные. А между тем, труда и плодородности, оказывается, мало, нужен ещё и научный подход: ведь полностью противостоять засухе, ветру, выдувающему тот самый верхний плодородный слой почвы (ветровая эрозия), человек всё же не способен - только пытаемся строить каналы и оросительные системы, создавать защитные посадки деревьев и до конца не срезать стерню при уборке урожая. Заботе о крымской почве, умному подходу к её обработке, обучению тому студентов кафедры земледелия Крымского сельскохозяйственного института имени Михаила Калинина (в 1981-м вуз награждён орденом «Знак почёта») посвятил жизнь и наш герой - Виктор Яровенко, доктор биологических наук, профессор. 12 декабря он мог бы отметить столетие со дня рождения. Увы, 28 лет назад он покинул этот мир, но память о коллеге и учителе, верим, даже в суете повседневности, хранят те, кому повезло общаться по работе, по жизни с этим мудрым, добрым, внимательным и грамотным человеком, не только теоретиком, но и практиком, постоянно выезжавшим в колхозы и совхозы полуострова, особенно его степной части, страдающей от ветров и засух.

- Благодаря Виктору Васильевичу, при его непосредственном участии была разработана и успешно внедрялась почвозащитная обработка земли, которая остаётся основной системой, несмотря ни на какие временные коллизии, - говорит профессор Николай Осенний, последний заведующий (увы, ликвидированной) кафедрой земледелия. - Он постоянно выезжал на сельхозпредприятия, в колхозы и совхозы, особенно степные - главную житницу Крыма, чтобы на месте разбираться с проблемами земледелия, помогать внедрять новые технологии, быть, как говорил, всегда в пользе для земли и людей.

Это постиг с младых лет Виктор Яровенко, рождённый в селе Викторовка Николаевской области. Мы не знаем ничего о его родителях, только имя папы - Василий, но уверены, что они - труженики, быть может, крестьяне. Когда началась Великая Отечественная, Виктор, наверняка, как и все его одногодки, ещё даже школьники, рвался на фронт, защищать Родину. Не взяли то ли по малости лет, 16 всего было, то ли из-за проблем со здоровьем, но он не мог быть в стороне - работал на строительстве оборонных соо­ружений, видимо, уже под Сталинградом, куда до войны переехала семья, потом стал рабочим металлургического завода «Красный Октябрь», во время Сталинградской битвы предприятие, возглавляемое Паруйром Матевосяном, было полностью разрушено, но, благодаря труженикам, возможно, среди них был и наш земляк, уже 31 июля 1943-го вновь дало первую плавку стали. Виктор продолжал работать, потом окончил курсы ЦК комсомола, стал уполномоченным Ворошиловградского (Луганского) обкома комсомола, секретарём райкома, председателем райсовета ОСОАВИАХИМа, но понимал, что не для него эта работа всё же. Ему хотелось на земле трудиться: поступил в Азово-Черноморский сельскохозяйственный институт, работал агрономом совхоза в Воронежской области, там был богатый опыт, позволивший кандидатскую и докторскую диссертации написать и уже со студентами делился знаниями учёный-практик в Научно-исследовательском институте земледелия имени Василия Докучаева, в Воронежском государственном университете.

- Ещё работая главным агрономом совхоза, - рассказывает об учителе и научном руководителе Анатолий Репецкий, агроном, кандидат сельскохозяйственных наук, - Виктор Васильевич обратил внимание на огромное разнообразие рекомендаций по обработке почвы, часто весьма противоречивых, что просто сбивало с толку практиков на земле. И вот тогда у него возникло твёрдое желание изу­чить влияние способов обработки почвы на урожайность сельскохозяйственных культур в этом регионе. Сумел, диссертации защитил, студентов учил, но полного удовлетворения трудом не было, ведь всё происходило в условиях Цент­рально-Чернозёмного региона, довольно хорошо обеспеченного атмосферными осадками, практически не знавшего проблем засухи. А мой учитель знал, что главная цель и его, как учёного, и любого земледельца в том, чтобы уметь справляться с засухой и пыльными бурями. Тогда же судьба свела его с директором Всесоюзного института зернового хозяйства академиком Александ­ром Бараевым, что ранее изучал в Канаде систему противодейст­вия данному разрушительному явлению пыльных бурь, вет­ровой эрозии, да и сам был уверен в недопустимости повальной распашки целинных земель, у нас в стране защиту почвы разрабатывал. Идея захватила и Виктора Яровенко, он переехал в Крым, степные регионы у нас страдали одновременно и от засухи, и от ветровой эрозии - огромное поле для научной работы, да и вакансия на кафедре земледелия в Крымском сельскохозяйственном институте была, как раз.

Крымчанином стал 52 года назад, более двадцати лет Виктор Яровенко возглавлял кафедру общего и орошаемого земледелия института, помимо учебно-методической и преподавательской работы, создавал и усовершенствовал важнейшие элементы системы земледелия юга страны. Более 250 печатных работ опубликовал, был редактором научных сборников, постоянным участником различных научно-практических конференций и консультантом многих хозяйств полуострова, а ещё научным руководителем у пяти аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации. Да и участником Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства был неоднократно, медалями её награждён, иными правительственными наградами.

- Мой учитель, - продолжает Анатолий Репецкий, - был очень внимательным, трудолюбивым и мудрым человеком, всегда и сам старался постичь самую суть явления, и учил этому. Полевые опыты в Первомайском, Раздольненском и Сакском районах, что плодородны, но вместе с тем наиболее эрозионно опасны. Исследования в Джанкойском, Красногвардейском. Симферопольском, компоновка результатов, опыта - всё это позволило со временем разработать единую систему противоэрозионных мероприятий, дающую конкретную практическую поддержку сельскому хозяйству Крыма. Замена плуга на плоскорез, оставляющий на поле несрезанную стерню зерновых, послужила мощным фактором, препятствующим возникновению пыльных бурь. 

«Подумать только, свою знаменитую книгу, посвящённую вопросам обработки почвы, «Безумие пахаря», американец Эдвард Фолкнер написал много лет назад, с тех пор никто всерьёз не выступил с опровержениями его доводов, но, тем не менее, мы продолжаем вести плужную обработку, продолжаем безумствовать», - эту мысль нередко высказывал профессор Виктор Яровенко, добавляя, что плуг в регулировках, конечно, проще плоскореза, но ведь надо и иному учиться, постигать то, что нужно для земли, чтобы защитить её от воздействия погодных условий, не потерять богатство…

Он почти четверть века посвятил труду на благо Крыма, всю жизнь - служению Родине, земледелец, учёный Виктор Яровенко, родившийся сто лет назад. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.