Имя - предвестник

«Крымская правда» продолжает вместе с читателями вспоминать события и людей советской эпохи, той, что отметила бы 102-летие в этом году; узнаём незнакомое о знакомых, вспоминаем, чтим. Его именем названы улицы, проспекты, школы, микрорайоны в разных городах страны да и других стран; его знали и уважали. Сейчас многие из тех, кому, как говорится, «50+», в том числе, к сожалению, и журналисты, презрительно называют, к примеру, улицу его имени в Симферополе, «Жучкой». А вот старшее поколение уважительно говорит - улица Маршала Жукова, Маршала Победы! 128 лет назад, 1 декабря (19 ноября, по старому стилю) родился Георгий Жуков.
Сын подкидыша
Великую Отечественную Георгий Константинович начал в звании генерала армии в должности начальника Генерального штаба и заместителя наркома обороны СССР (наркомом вначале был Семён Тимошенко, потом - Иосиф Сталин). Был членом Ставки верховного главнокомандования, командовал Ленинградским, Западным, Резервным, 1-м Украинским и 1-м Белорусским фронтами. Как заместитель верховного главнокомандующего (Иосифа Сталина) 9 мая 1945-го подписал в предместье Берлина Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, а спустя полтора месяца гарцевал по Красной площади на светлом жеребце, Кумире, принимая Парад Победы (командовал парадом Константин Рокоссовский). У Георгия Жукова, с января 1943-го - Маршала Советского Союза, очень много наград, отечественных и иностранных. Два фронтовых ордена Суворова (кстати, полководец Империи Александр Васильевич родился на шесть дней и 167 лет раньше полководца Союза) - №1 и №39, орденов «Победа» - два, №1 и №4, четыре медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, две за Великую Отечественную, одна до и одна после; именная шашка с золотым изображением герба СССР - почётное оружие… Это известно многим, а вот почему он так лихо умел управляться с конём и почему шашка была особенно дорога, раньше не принято было рассказывать в учебниках - ведь кавалеристом он стал ещё во времена Российской империи, в иной войне, что вела наша держава, но тоже против германцев - в Первой мировой. На той войне будущий полководец Советского Союза заслужил две самых первых награды - Георгиевские кресты, четвёртой и третьей степени. Если бы Империя не распалась после Октябрьской революции и Россия смогла бы победоносно завершить ту войну, то вполне возможно, что стал бы Георгий Константинович полным кавалером солдатского «Егория» (как иной кавалерист и будущий маршал - Семён Будённый), заслужив вторую и первую степени знака отличия военного ордена для нижних чинов. Это тогда высшая награда была для солдат и унтер-офицеров (ныне - сержанты-старшины) за боевые заслуги и храбрость; офицеров награждали уже орденами Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Георгий Жуков в Первую мировую был унтер-офицером, «выбрали из самых подготовленных кавалеристов».
Наверное, судьба шепнула родителям мальчика, рождённого в деревне Стрелковка Калужской губернии, имя Георгий, в честь того самого святого - Победоносца, враз определив миссию малыша - нести победу державе. Георгий был вторым ребёнком в семье, сестра - Мария - на два года старше, а брат Алексей, увы, не проживший и года, младше на пять лет. Мама будущего полководца была из крестьян - Устинья Артемьевна Пилихина, отец - сапожник Константин Артемьевич Жуков. По одной из версий он был греческого происхождения, но больше никто ничего не знает, даже истинная фамилия и родные родители, дедушка с бабушкой Георгия, неизвестны, и даже внук, при всех возможностях, потом ничего не мог узнать. Константин был подкидышем, в одеяльце которого нашли записку, что зовут трёхмесячного малыша, вынужденно оставленного родной мамой на пороге сиротского приюта, именно так, «Георгий». А вот отчество, видимо, дала бездетная Анна Жукова, усыновившая двухлетнего мальца, и фамилию дала свою, ставшую позже знаменитой на весь мир.
Из скорняка в кавалерию
В 1906-м Георгий с похвальным листом окончил церковно-приходскую школу, а потом стал работать учеником-подмастерьем в скорняжной мастерской маминого брата Михаила в Москве. И вместе с его сыном Александром начал постигать немецкий язык, географию, совершенствовать знания по математике и русскому языку. В 13 лет поступил на вечерние общеобразовательные курсы, дававшие знания в объёме городского училища, окончил так же успешно, как и освоил ремесло скорняжное - сам стал мастером. А потом, как позже писал, «война, как это всегда бывает, спутала все надежды и расчёты». Первая мировая началась в июле 1914-го, 110 лет назад, а спустя год после того был объявлен досрочный призыв в Императорскую армию молодёжи 1896 года рождения. «Призывался я в своём уездном городе Малоярославце Калужской губернии 7 августа 1915 года. Первая мировая война уже была в полном разгаре. Меня отобрали в кавалерию, и я был очень рад, что придётся служить в коннице. Всегда восхищался этим романтическим родом войск. Все мои товарищи попали в пехоту, и многие завидовали мне. Служба в кавалерии оказалась интереснее, чем в пехоте, но значительно труднее. Кроме общих занятий, прибавились обучение конному делу, владению холодным оружием и трёхкратная уборка лошадей», - писал Георгий Константинович в книге «Воспоминания и размышления». И с добром вспоминал взводного из учебного полка старшего унтер-офицера Дуракова, «что, вопреки своей фамилии, оказался далеко не глупым человеком. Наставлял меня: «На фронте ты ещё, друг, будешь, - сказал он, - а сейчас изучи-ка лучше глубже военное дело, оно тебе пригодится. Я убеждён, что ты будешь хорошим унтер-офицером».
И стал потом не только унтером Георгий Жуков, но и маршалом.
А тогда, в 1916-м, через год после обучения, унтер-офицера кавалерии направили в 10-й Новгородский драгунский полк на Юго-Западном фронте. Служил в команде разведчиков, первый Георгиевский крест, 4-й степени, получил Георгий Жуков именно за разведку и взятие «языка», пленение немецкого офицера. Как это произошло, уже не знаем, но помним, что немецкий язык парень знал отлично, самоучка, да и храбростью, ловкостью и логикой отличался. «В октябре 1916 года мне не повезло: находясь вместе с товарищами в разведке на подступах к Сайе-Реген (у Румынских Карпат. - Ред.) в головном дозоре, мы напоролись на мину и подорвались. Двоих тяжело ранило, а меня выбросило из седла взрывной волной». В итоге тяжелейшая контузия, после которой всю жизнь были проблемы со слухом и головокружение, два месяца в госпитале и Георгиевский крест 3-й степени. Даже комиссовать из-за контузии собирались, но добился солдат, чтобы хоть в запасной кавалерийский полк направили, обучал молодых. Тогда в полку уже будоражились революционные настроения, в итоге передавшиеся и унтер-офицеру Жукову, даже председателем солдатского эскадронного комитета его выбрали. Эскадрон был распущен в декабре 1917-го, Георгий Константинович вернулся в деревню к родителям, чудом выжил в эпидемию тифа. В октябре 1918-го добровольцем вступил в Красную Армию, через три месяца - в партию большевиков. В составе Московской кавалерийской дивизии воевал на Восточном, Западном и Южном фронтах Гражданской войны, был несколько раз ранен, а в 1922-м заслужил первую награду Советской России - орден Красного Знамени (ещё два будет потом): «под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921-го с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага (в 10 раз превосходящего по численности. - Ред.) и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду»…
Потом - командование полком, учёба в Высшей кавалерийской школе, на курсах усовершенствования командного состава, служба в Белорусской ССР и бои на Халхин-Голе, должность командира особого корпуса в Монголии, вновь бои с японцами, затем - с румынами, когда служил в Киевском особом военном округе и выполнял задание по присоединению Западной Буковины и Бессарабии. И Великая Отечественная, на которой, кстати, было много Георгиевских кавалеров, героев Первой мировой, очень много воинов, и среди рядовых, и среди высшего комсостава. Парад Победы в Москве, 24 июня 1945-го, был не единственным в судьбе Маршала Советского Союза: 7 сентября 1945-го он, уже будучи командующим Советской группировкой войск на территории Германии, принимал Парад Победы в Берлине - союзных войск во Второй мировой войне, командовал парадом англичанин генерал-майор Эрик Нэйро.
Опала, командование Одесским, Уральским военными округами, должность первого замминистра обороны страны (министр - Николай Булганин), пост министра, вновь опала, отставка, увольнение из армии… Маршала Победы не стало 18 июня 1974-го, он просил похоронить его в земле, но власти решили кремировать - урна с прахом замурована в Кремлёвской стене. Об этом человеке, Георгии Жукове, говорят, как водится, разное, кто с уважением отзывается, кто-то пренебрежительно, кто-то уже даже не знает, чем знаменит. Но для державы он всегда защитник, победоносец, говоривший: «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: сделал всё, чтобы выполнить этот свой долг. Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, её потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные. Я прожил жизнь с сознанием, что приношу пользу народу, а это главное для любой жизни». Помним!