Челюсти-2024

Сегодня в 00:57 122
Рисунок Эдуарда Кулиша.

Этот материал готовится к печати, когда голосование на избирательных участках в США ещё не началось и результаты его неизвестны. Впрочем, 70 миллионов американских избирателей уже совершили свой акт волеизъявления, приняв участие в досрочном голосовании. Но интрига сохраняется. Зато уже всё ясно с тем, как спасали президентство Санду в Молдавии при поддержке Европы и США, всё понятно с парламентскими выборами в Грузии и с поддержанным Европой и США грузинским майданом. Вы всё ещё верите в «демократию»? Ах ну да, конечно. Простите.

- А скажите, что, нет другой рифмы
к слову «выборы»?!
- Не-ет!
Кинокомедия
«День выборов» (2007)

День выборов по-американски

«Возможно, ни один из кандидатов не наберёт 270 голосов выборщиков, необходимых для победы в ночь выборов, из-за медленных подсчётов в ключевых штатах», - осторожно предполагает агентство Bloomberg. 

Американская выборная система - одна из самых архаичных из ныне действующих и «демократической» может называться только условно. Да и «выборами» по большому счёту эта процедура тоже может считаться только условно. Мнение избирателя не так уж много значит в определении будущего постояльца Белого дома. Считается, что результат кампании определяют выборщики. Вследствие особенностей выборного механизма президентом может быть объявлен кандидат, за которого проголосовало меньше избирателей, чем за соперника (так, например, выбирали Буша-младшего). Но и «недобросовестные» выборщики могут иногда голосовать вопреки своей партийной принадлежности и чаяниям избирателей своего штата, такое поведение не запрещено законом (так поступить настойчиво призывали выборщиков в 2016-м, чтобы не допустить к власти Дональда Трампа). Так что известная формула «неважно как голосуют, важно, кто считает» в полной мере относится к выборной системе США.

В некоторых штатах закон запрещает требовать у пришедшего на участок избирателя удостоверение личности. А о «чудесах» голосования по почте в 2020-м ещё не успели забыть. Большая часть экзотических особенностей американских выборов объясняется особенностями двухпартийной системы американской власти. Пока между республиканцами и демократами конкуренция велась «по правилам» (неписаным, но соблюдаемым), к рычагам власти не допускали посторонних, и потомственная элита под присмотром «глубинного государства» чувствовала себя весьма неплохо. Президентов, позволявших себе лишнее и претендовавших на большее, нежели предписывалось системой, либо убивали (как Джона Кеннеди), либо убирали (как Ричарда Никсона). Первый серьёзный системный сбой произошёл в 2016-м, когда системная Хиллари Клинтон умудрилась проиграть внесистемному Трампу, которому по неписаным правилам-понятиям позволялось быть звездой, рисоваться и скандалить, но становиться президентом не полагалось категорически. Одно нарушение правил повлекло за собой массу других и к настоя­щему моменту вражда между элитными группами достигла опасного накала, а правила больше не соблюдаются.

Коллегия выборщиков проголосует 17 декабря, 6 января 2025 года результаты должен утвердить Конгресс, инаугурация победителя назначена на 20 января. То есть, сейчас, когда вы, возможно, уже знаете, как голосовали избиратели, а также можете определить, насколько были правы те американисты, кто предсказывал волну уличного насилия, официальный исход политического шоу ещё формально не оглашён и возможны любые сюрпризы.

А вот о том, что электоральное противостояние Трампа/Харрис имеет нечто общее с историей Ющенко/Януковича, порассуждать уже можно. Когда практически половина общества какой-либо страны считает другую половину «врагами», «угрозой» и «недочеловеками», на что это похоже? На Украину? Армению? Австрию? Может быть, на Грузию? Или на Молдавию?

Кто более майданным кураторам ценен

«Мало кто сомневался, что второй тур выборов президента Молдавии повторит первый: сначала оппозиционный кандидат Стояногло шёл впереди, но затем начали подсчитывать голоса на избирательных участках в Европе - на фоне всплывших безобразий в Приднестровье - и в итоге победу засчитали Санду. Теперь она - «президент» европейской диаспоры, - констатирует директор Института международных политических и экономических стратегий Елена Панина. - А ведь что-то подобное было и на Украине. В 2004-м и частично в 2014 году политический курс страны определялся, скорее, диаспорами в Канаде и США, чем в самом государстве. Результаты известны, и Молдавия сделала ещё пару больших шагов в том же направлении».

Возможности смены правящих элит президентскими выборами не исчерпываются. Летом 2025 года в Молдавии пройдут выборы парламента, а поскольку эта страна - парламентская республика, то именно исход этой кампании определит конфигурацию тамошней власти на ближайшие годы, напоминает эксперт. 

«Поражение президентской партии - оно вполне вероятно, с учётом расклада на выборах президента - автоматически превратит г-жу Санду в аналог «французской грузинки» Саломе Зурабишвили. Которая вроде бы президент - но, кроме агитации, повлиять на политический курс Грузии может слабо, - считает Елена Панина. - До лета главная задача Санду - протащить в конституцию страны проевропейский курс, выжатый по результатам совмещённого с выборами референдума. И обеспечить такую же раздробленность молдавской оппозиции, которая наблюдается сейчас».

На этом фоне немного странным кажется очевидная слабость бодро начинавшегося грузинского майдана, который сейчас, несмотря на прибытие украинских снайперов и «активистов», оказался если и не отменён, то поставлен на паузу.

«Обе страны - и Молдова, и Грузия - сами по себе ничего из себя не представляют геоэкономически, да простят мне их народы. Без тесной экономической связи с Россией они развиваться не могут, что и доказал опыт последних 30+ лет. Но тут надо трезво смотреть правде в глаза. Сразу скажу, что ни в том, ни в другом случае речь о некоем суверенитете не шла и идти не могла. Обе страны являются экономически и геоэкономически совершенно несамостоятельными. Там просто нет базы для суверенитета, даже в самом редуцированном виде. И вряд ли в Грузии так уж сказался эффект от принятия законов, ограничивающих деятельность контролируемых Западом сообществ. Особенно, учитывая, что деньги на подобного рода политические мероприятия (выборы, цветные революции и т. п.) платятся не через легальные каналы, а «наличманом» через посольства или на карточки иностранных банков для пользования за пределами соответствующих стран. Это «азбука», и это для США никогда не было проблемой. Тем не менее в двух случаях очень разные не только результаты, но и сам процесс, - отмечает политолог, профессор Института медиа НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев. - Но обе страны: ворота. Грузия - на Кавказ, Молдова - в пространство от Днепра до Дуная, соединённое между собой разветвлёнными транспортными коммуникациями. Уникальный, если разобраться, транспортный узел. Отсюда, кстати, такой интерес в своё время, да и сейчас к Гагаузии. Особенно со стороны турок. Грузия - ворота на Кавказ, причем, сразу на весь. И на Южный, и на Северный. Для всего. Для любых товаропотоков и потоков людей. Отсюда вывод: обе страны нужны в качестве «приложения» к более широкой стратегии. И если произошло такое расхождение геополитических «судеб» двух стран (а, я надеюсь, мы все понимаем, что мы наблюдаем именно геополитически значимое расхождение в векторах развития двух государств), то, значит, изменилась база, к которой эти государства прилагались».

Есть, о чём задуматься, не так ли?

Сначала намечались торжества, потом аресты

Кто бы из кандидатов на пост президента США ни победил, системные проблемы гегемона не решатся, а продолжат углуб­ляться. Но для трампистов будет трагедией победа Харрис и наоборот. Потому что и Трамп, и Харрис, по мнению значительного числа американистов, «придут мстить». И не только у американских элитариев есть поводы для волнений.

«В мире застыли в неловких позах в преддверии выборов президента Заморского Пиндостана. У нас нет повода для каких-либо завышенных ожиданий. Для России выборы ничего не изменят, поскольку позиции кандидатов полностью отражают двухпартийный консенсус о необходимости поражения нашей страны, - констатирует замглавы Совбеза России, лидер правящей партии Дмитрий Медведев. - Камала глупа, неопытна, управляема и будет бояться всех вокруг. Править будут синклит важнейших министров и помощников плюс опосредованно семейство Обама. Подуставший Трамп, выдающий банальности типа «Я предложу сделку» и «У меня отличные отношения с…», также будет вынужден соблюдать все системные правила. Войну ему не остановить. Ни за день, ни за три дня, ни за три месяца. А если реально попытается, может стать новым JFK».

Война в Европе в её нынешнем формате выгодна всем американским политическим элитам, поскольку основные риски и последующие издержки ложатся на Евросоюз и прочие европейские колонии США. Самый главный вопрос - готова ли американская партия провалившегося с треском «блицкрига» пойти ва-банк и вместе с Европой (которую не жалко) сгореть в адском пламени, или всё же выберет уступить партии «войны на истощение».

Николай ФИЛИППОВ.