«И врезался в землю...»
Так говорят о солдатах неба, срывающихся в последнем бою вниз, отвесно, резко, часто на пылающей крылатой машине. Так, пилот 5-й авиаэскадрильи 32-го авиаполка ВВС Черноморского флота сержант Николаев (увы, не знаем его имени-отчества, судьбы) написал в докладной записке 10 октября 1941-го о своём погибшем друге Аршаке Аллахвердове. Докладная - временно исполняющему должность комэска замкомандира эскадрильи Михаилу Авдееву. Комэском в 5-й был Иван Любимов, в тот день, выполняя боевое задание, сбитый фашистами, тяжелораненым сумевший посадить повреждённый Як-1. Через время герои крымского неба времён его обороны от фашистов в Великую Отечественную - Иван Любимов и Михаил Авдеев - стали Героями Советского Союза, к счастью, дожили до Победы. Аршак Аллахвердов, доживи, тоже носил бы на кителе Золотую Звезду. Единоверец офицера, член Крымской армянской общины Вартан Григорян, уверен, что лётчик заслужил её ещё в сентябре 1941-го, когда началась борьба за полуостров: сбив над Крымом и Чёрным морем шесть фашистских самолётов, став одним из самых результативных асов ВВС Черноморского флота.
Аршак - «Мустафа»
Спустя полтора года после гибели лётчика, оправившийся от ранения и ампутации ступни, Иван Любимов стал уже не командиром эскадрильи, а командиром авиаполка, настоял на награждении, пусть посмертном, Аршака Аллахвердова орденом Отечественной войны первой степени. В наградном листе указал, что младший лейтенант «представлялся к награде 5 октября 1941-го». Вартан Григорян предполагает, что к медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, хотя, скорее всего, всё же вторая тогда по значимости награда - орден Красного Знамени. Им в начале войны награждали тоже редко, но всё же Звезду тогда - только погибшим, а Аршак Асатурович (Ашатурович) был ещё жив. Михаил Васильевич Авдеев потом написал книгу «У самого Чёрного моря», рассказал о службе, товарищах, комэске Иване Степановиче Любимове, прозванном «Васей», комиссаре Иване Константиновиче Ныче; первом погибшем - штурмане эскадрильи Евгении Михайловиче Ларионове, о «сбитом при отражении воздушного налёта» Григории Васильевиче Филатове, о гибели Аршака Аллахвердова, друзьями прозванного «Мустафой».
Полевой аэродром, откуда на оборону Крыма летала 5-я эскадрилья 32-го авиаполка, находился возле Тагайлы (ныне Кормовое Первомайского района). «От деревни убегала в степь лесозащитная полоса, вдоль неё - змейкой дорога. Единственным ориентиром была ветряная мельница. <> Коллектив в эскадрилье подобрался дружный, трудолюбивый и весёлый. И кто знает, что больше этому способствовало, то ли личный пример боевого командира, то ли «земная» рассудительность комиссара. А может быть и то, что они совершенно разные, на первый взгляд, люди, как нельзя лучше дополняли друг друга». Они встречали 8 сентября 1941-го группу с боевого задания, приземлились все, кроме младшего лейтенанта Аллахвердова. Ни лейтенант Григорий Филатов, командир группы, ни старший лейтенант Владимир Гаврилович Капитунов, бывший ведущим у Аршака, не знали, куда он пропал: «Когда трижды заходили на штурмовку автоколонны, он был. В драке с шестёркой «мессеров» от Капитунова не отставал. И домой с нами шёл. Над Турецким валом прошли на высоте, над заливом снизились на бреющий...». «Пропавший» лётчик приземлился вскоре: «Товарищ капитан, младший лейтенант Аллахвердов с боевого задания прибыл, - радостно доложил пилот. - В воздушном бою сбил один истребитель противника - «Мессершмитт 109». - Махнул рукой на север. - Там, догорает». Аллахвердов широко улыбался, крупные чёрные глаза довольно щурились, всё лицо излучало такую детскую радость, что невозможно было усомниться в правоте его слов. Любимов протянул ему руку. «Поздравляю, товарищ младший лейтенант, с первой победой! Мажерыкин (адъютант. - Ред.), запишите ему один сбитый! А теперь,- снова обратился он к Аллахвердову,- расскажи, дорогой, как это всё было. Тот, энергично жестикулируя, начал рассказывать, как, увлёкшись боем, погнался за одним Me-109. «Он сюда, я - за ним, он вверх,- я выше. Не фашист - вьюн: вся спина мокрая. Подловил на горке, влепил ему прямо в кабину».
Непрочитанное письмо
Описывает Михаил Авдеев и день гибели Аршака Аллахвердова, перед вылетом на прикрытие нашей авиации, наносящей массированный удар по переднему краю фашистов, получившим письмо от жены. «...Быстро утихал гул моторов, таяли над горизонтом улетевшие «яки». Механики и мотористы смотрели им вслед, и каждый безошибочно угадывал свою машину. Проще всего было сержанту Кокину - его командир держался в строю крайним справа. Моторист мысленно видел Аллахвердова в кабине истребителя: весёлый, наверное, сияет от счастья. Сегодня от жены весточка пришла. Перед вылетом многие впервые получили письма. Аллахвердов поцеловал своё, будто саму Олечку, положил в нагрудный карман и сказал: «После вылета читать буду - такой закон авиации». Письмо сгорело вместе с ним. И писал пилот Николаев врид комэска Авдееву: «9 октября 1941-го в 15:28 мл. лейтенант Аллахвердов - ведущий, я и мл. лейтенант Колесников (Дмитрий Кузьмич, сражался потом за Севастополь, дожил до Победы. - Ред.) - ведомые, на самолётах Як-1 вылетели на сопровождение бомбардировщиков в район Григорьевки. Шли маршрутом Тагайлы - Григорьевка на высоте до 3000 метров. Прибыли на цель в 15:40. Во время бомбометания прикрывали группу бомбардировщиков. После выполнения задания сопровождали на обратном пути. В районе Ишунь командир звена т. Аллахвердов подал сигнал подойти ближе. В это время нас обстреляли зенитной артиллерией противника. Пристроившись к командиру звена на высоте 3000 м, я почувствовал в 15:52 попадание снаряда по правой плоскости. Аллахвердов сделал левый переворот, а я стал разворачиваться вправо. При развороте со стороны солнца меня атаковал Me-109. Попал по левой плоскости: самолёт загорелся. Я пошёл на снижение в направлении на свою территорию. Меня прикрывал подполковник Юмашев (Константин Иосифович погиб летом 1943-го. - Ред.) на самолёте Як-1. Я произвёл посадку на горящем самолёте, в 16:45, в районе Мунус-Татарский, «на брюхо». Самолёт сгорел, сам имею лёгкие ушибы правой стороны: руки, ноги и спины. После посадки я видел, как три Me-109 гнались за командиром звена Аллахвердовым на бреющем полёте. В районе Кир-Актачи (исчезнувшее ныне село в Раздольненском районе, неподалёку от Бахчёвки. - Ред.) зажгли его, он сделал горку, свалился на крыло и врезался в землю. Лётчик и самолёт сгорели». И Ольге Аллахвердиевой отправили похоронку - «погиб при выполнении боевого задания».
Увы, больше о родных советского лётчика из Армянской ССР ничего не знаем, а в Книге памяти Севастополя Аршак Аллахвердов, 1915 года рождения, значится сбитым в воздушном бою «10 ноября 1941-го, похороненным в п. Киркачи». В военном архиве Вартан Григорян нашёл наградной лист, подписанный комполка Иваном Любимовым в апреле 1943-го. Орден Отечественной войны первой степени - посмертно. «Бесстрашный и мужественный лётчик. В сложных условиях выполнял ответственные задания командования. Сопровождал звенья разведчиков и бомбардировщиков на штурмовку войск и аэродромов противника. Произвёл 50 вылетов на прикрытие боевых кораблей и транспортов в море на удаление от берега на 150 километров. В боях проявлял исключительную смелость и находчивость, не зная страха, бьёт (так написано, не верилось, что погиб. - Ред.) врага до конца. Совершил 173 боевых вылета, провёл 21 воздушный бой, в которых сбил 6 самолётов противника: лично 4 «Ме-109» и 1 «Ю-87», в групповом бою - 1 «Ме-109» и 1 «ПЗЛ-24». 8 сентября 1941-го в районе Перекопа лично сбил один самолёт противника типа «Ме-109». 19 сентября, сопровождая группу бомбардировщиков в районе Перекопа, в паре сбил самолёт противника «Ме-109». 24 сентября, вылетев на прикрытие штурмующей группы в районе Карт-Казак №3 (Таврическое, Красноперекопский район. - Ред.), вступил в бой с превосходящими силами противника, сбил один самолёт «Ме-109». 25 сентября, сопровождая группу бомбардировщиков на территорию противника, вступил в бой с самолётами противника, дерзкими атаками сбил два
«Ме-109». 27 сентября, вылетев на прикрытие наших войск в районе Перекопа, выйдя из облаков, заметил группу самолётов типа «Ю-87». Подойдя с дистанции 50 метров, смелыми атаками поджёг один самолёт, который войдя в отвесное пике, врезался в землю. 1 октября, вылетев в район Ишунь, в паре сбил самолёт противника «ПЗЛ-24». Факты сбития самолётов противника подтверждены командованием группы авиации тов. Ермаченко. При сопровождении штурмующей группы 9 октября 1941-го в воздушном бою Аллахвердов А. А.
погиб смертью героя как подлинный патриот своей Родины».
«Свалился на крыло и врезался в землю. Лётчик и самолёт сгорели». Как часто, увы, в Великую Отечественную появлялись в донесениях такие строки. Помним, Солдаты неба. «Погибшие в небе за Родину, становятся небом над ней».