Что делать, если «угнали» аккаунт
Едва ли не каждую неделю мы рассказываем о том, как мошенники с помощью разных уловок воруют у людей аккаунты в социальных сетях и на портале Госуслуг. Ситуация эта распространена настолько, что многим из вас уже приходили сообщения от знакомых с извещением о том, что их аккаунт украден, и просьбой не отправлять деньги. С этим может столкнуться каждый, поэтому даём вам небольшую инструкцию о том, что делать, если у вас украли аккаунт в социальных сетях. Надеемся, она вам не пригодится.
Чем чреват взлом? Обычно жертвы взломщиков узнают об «угоне» аккаунта от своих друзей и знакомых, которые начинают звонить и рассказывать о том, что от его имени приходят подозрительные сообщения. Но бывает, что об активности мошенников человек догадывается самостоятельно, когда видит на своей странице в соцсети сообщения, которые писал не он.
Как бы там ни было, последствия взлома могут отразиться на вашей репутации. Если злоумышленник найдёт у вас в переписке откровенные фото или видео с вашим участием, то, скорее всего, станет шантажировать вас, грозить отправить компрометирующие материалы друзьям, коллегам и родственникам, если вы не заплатите ему. В этой ситуации можно лишь посочувствовать вам, поскольку даже плата выкупа не гарантирует вам, что мошенник сдержит слово. Нередко после перевода денег злоумышленники начинают требовать ещё и ещё.
Другой распространённый сценарий - просьба от вашего имени перевести деньги на какие-то срочные нужды. Обычно аферисты стараются разжалобить ваших знакомых историями о смертельной болезни, или дорожно-транспортном происшествии. Мол, срочно нужны деньги, помоги, потом верну и всё в этом духе. Конечно, даже если кто-то клюнет на эту удочку и переведёт деньги, то винить вас едва ли будут. Ведь это не вы обманывали друзей. Но осадочек определённо останется, поэтому надо знать, как действовать в подобных ситуациях.
Алгоритм действий. Как всегда, когда судьба сталкивает вас с мошенниками, первое, что вам стоит сделать - успокоиться. Это поможет не наломать дров.
Если у вас есть аккаунты в других социальных сетях, то используйте их для того, чтобы оповестить максимальное количество друзей и знакомых о том, что вашу учётную запись взломали. Это поможет остановить переводы денег злоумышленникам.
Если доступ к аккаунту потерян, надо попытаться его восстановить - возможно, потребуется назвать кодовое слово или предъявить документ, удостоверяющий личность. Например, у VK на такой случай разработаны специальные алгоритмы: пользователя просят нажать на кнопку «Уточнить информацию о взломе», после чего ответить на несколько вопросов теста и следовать дальнейшей инструкции. Если доступ сохранился или его удалось восстановить, меняем пароль и завершаем активные сессии на других устройствах (это можно сделать в настройках соцсети).
Если к учётной записи была привязана банковская карта, позвоните в банк или платёжный сервис и заблокируйте её. Затем её можно будет разблокировать или перевыпустить.
Вспомните все сервисы, которые привязаны к взломанному аккаунту. Например, в ВК можно авторизоваться в мини-приложении «Госуслуги». Взломав аккаунт соцсети, мошенники могут получить доступ и к нему.
Зайдите во все привязанные сервисы и отвяжите их от взломанной учётной записи.
Поменяйте пароль везде, где он был идентичен тому, что использовался при входе во взломанный аккаунт (многие для всех соцсетей, онлайн-банков, интернет-магазинов, электронных почт и прочих сервисов используют один пароль - это небезопасно).
Напишите в поддержку и попытайтесь восстановить доступ к пострадавшей учётной записи. Для этого не обязательно контролировать аккаунт.
Если ничего не помогает, а мошенники продолжают использовать ваш аккаунт в преступных целях, попросите своих друзей пожаловаться на страницу - так можно заблокировать аккаунт.
Лучшее лекарство - профилактика. Как вы уже поняли, в случае «угона» аккаунта вам придётся приложить немало сил, чтобы вернуть к нему доступ. Поэтому лучше озаботьтесь безопасностью заранее. Обязательно устанавливайте всевозможные настройки конфиденциальности/безопасности любого мессенджера или социальной сети. Включите двухфакторную аутентификацию, задайте сложный пароль, добавьте резервную электронную почту (тут тоже настройте безопасность по максимуму). В общем, используйте все возможные способы защиты и соблюдайте цифровую гигиену: не проходите по сомнительным ссылкам, не запускайте подозрительные файлы, не пользуйтесь общественным WI-FI при введении логинов и паролей, не пересылайте личные данные, пароли, а также документы в мессенджерах, проверяйте устройство на вирусы с помощью специальных программ.