Оттянуть неизбежное

21 Август 2024 1897
Вячеслав Молотов подписывает договор.
Вячеслав Молотов подписывает договор. Фото из открытого источника.

Когда в Кремле немецкая делегация, вскинув руки, прокричала «Хайль, Гитлер», ожидая ответа от принимавшей стороны, глава Советского государства Иосиф Сталин, дабы сгладить ситуацию, сделал книксен - взявшись за полы полувоенного френча, слегка присел. Он, мудрый, понимал: подписанный только что документ не сможет предотвратить неизбежное, не остановить фашистов в желании владеть чужими землями, но очень надеялся, что хоть ненадолго удастся оттянуть ситуацию, успеет наша страна нарастить военную мощь. А уж в патриотизме людей, что встанут на защиту, не сомневался вождь. Песня «Если завтра война, если завтра в поход» уже звучала по стране. Пройдёт всего год и 10 месяцев и её сменит «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»… Но 85 лет назад, 23 августа 1939-го, когда в Москве был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, так называемый, пакт Молотова-Риббентропа, ещё было время. Наша страна старалась воспользоваться им максимально, но всё равно, как показали первые пару лет Великой Отечественной, не всё удалось нарастить, создать, укрепить.

Выиграть время

А та заминка, приветствие - книксен, да и сам пакт, сама ситуация того времени, уже спустя годы дали повод многим заговорить, что Иосиф Сталин «благословил» Адольфа Гитлера на войну, Вторую мировую, что началась через неделю после подписания, с нападения нацистской Германии на Польшу. И забылось, что именно Советский Союз под руководством Иосифа Сталина сокрушил нацистский режим Адольфа Гитлера, освободил и Польшу (ценой более 600 тысяч жизней своих солдат), и всю Европу, заставил Германию капитулировать, а потом, выполняя союзнические договорённости,  завершил Вторую мировую, принудив капитулировать и милитаристскую Японию. И всё это очень дорогой ценой, десятков миллионов жизней, усилий, разрушенных городов, сожжённых сёл, искорёженных судеб. В том, что будет бороться страна наша, встанет со всей отдачей за Родину, за мир, руководство Советского Союза не сомневалось,  только бы немного времени выиграть, ведь всего двадцать лет прошло и после Первой мировой, и после разрушительной Гражданской, только начали от сохи переходить к тракторам, только возрождаться…

А война уже шла: в 1935-м в итальянской оккупации оказалась Абиссиния (Эфиопия), в 1936-м Италия совместно с Германией вторглась в Испанию, ещё через год Япония - в Китай. И уже сражались наши солдаты, выполняя интернациональный долг в Испании, на озере Хасан и на Халхин-Голе, погибали… В мире же то ли надеялись «проскочить», заключая, как Польша в 1934-м и Франция в 1938-м договора о ненападении с возрастающей силой германского нацизма (не спасло, сдались почти без боя вскоре), то ли просто ждали, когда нацизм и, вставший ему в противовес, большевизм сломаются в битве. Но всё же к масштабной войне на своей территории СССР было ещё не готов; и хоть мы и разорвали, сразу после прихода Адольфа Гитлера к власти, все отношения с Германией, противостояли ей, но раздалось однажды из репродукторов сообщение ТАСС: «Обмен мнениями между правительствами Германии и СССР установил наличие желания обеих сторон разрядить напряжённость в политических отношениях между ними, устранить угрозу войны и заключить пакт о ненападении». В это трудно было поверить советским людям, но ещё труднее было принять такое решение руководству. Тогда это казалось единственной возможностью оттянуть неизбежную войну и хоть немного подготовиться к ней технически.

Впрочем, можно было попробовать иной вариант - общая система европейской безопасности, только вот отношения тогда (хотя, как и всегда, по сути) к нашей стране у соседей было… не располагаю­щее. Внук Вячеслава Молотова, историк Вячеслав Никонов, рассказывая об альтернативе пакту, говорит, что «советским руководством предлагалось создание системы общеевропейской безопасности на основе соглашений между Советским Союзом, Великобританией и Францией, которые бы предусматривали гарантии безопасности Польши и Румынии. К сожалению, Франция и Великобритания не готовы были брать на себя какие-то очень жёсткие обязательства, а Польша и Румыния не хотели никаких гарантий безопасности от Советского Союза. Для советского руководства вопрос в конце августа 1939-го стоял просто. Германия начинает войну с Польшей. А где они собираются останавливаться? В Варшаве, двигаются дальше на Минск или на Москву? Так что, на самом деле, альтернатива только одна - немедленная война с Германией, к которой, безусловно, Советский Союз тогда не был готов». И пришлось Иосифу Сталину согласиться на предложение Адольфа Гитлера (Германия тогда ещё тоже не была готова воевать на два фронта) подписать договор о ненападении. Сделали это нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп.

Новая карта мира

Она, фактически, формировалась тогда же - на основе секретного приложения к договору о ненападении. Он был обычным: отказ от взаимного насилия, соблюдение нейтралитета в случае участия одной из сторон в войне, а вот в приложении определялось следующее. «В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчёркивается интерес к Бессарабии». После германского вторжения в Польшу, СССР получил право при том конфликте выдвинуться до реки Сан и верховьев Вислы, что и сделала в середине сентября, получив контроль над Западными Украиной и Белоруссией. И именно тогда эти регионы, а также Бессарабия, Северная Буковина, Латвия, Литва и Эстония получили заслон от немедленной агрессии нацистов. Увы, в современных Прибалтике, на Украине 23 августа считают не днём защиты, а днём начала «советской оккупации». Хотя, тогда «оккупация» - пакт принесли Литве Вильнюс с прилагающими территориями (раньше это была Польша), а Украина прибавила себе Галичину, Волынь, южную Бессарабию, Львов, Черновцы…

Советский же Союз в целом смог немного оттянуть вторжение фашистской Германии на свою землю. По словам Вячеслава Никонова, «Вяче­слав Молотов, дед, никогда не сожалел о том, что подписал договор. У руководства страны была стопроцентная уверенность, что война будет, но в 1939 году удалось оттянуть её начало, позволило нам подготовиться и, в конце концов, одержать победу.

Для нашей страны война, начавшаяся 22 июня 1941-го, стала Великой Отечественной, а для мира с 1 сентября 1939-го - Второй мировой. Австрия, Чехословакия, Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция покорились Германии, а её союзница Италия Бенито Муссолини вторглась в Египет, правда, там остановили англичане, имевшие свои интересы. После Югославия, Греция, совместное выступление немцев и итальянцев в Северной Африке, с прицелом на Средний Восток, Индию… там должна была к Германии и Италии присоединиться Япония, занявшая часть Китая, Французский Индокитай, Бирму, Сингапур, Таиланд, нынешние Индонезию и Филиппины, Гонконг, выйдя к Индии и Австралии в Тихом океане. Везде фашистам удавался «блицкриг», молниеносная война, на неё рассчитывали и вторгнувшись в Советский Союз, но уже зимой 1941-го под Москвой стало понятно: не удастся. Наша Великая Отечественная война станет крахом для фашистов. И уже тогда, когда страна прилагала неимоверные усилия к Победе, наши руководители знали, что останавливаться, освобождая только свою территорию, нельзя, враг должен быть разбит в его логове, в Берлине, а потом его союзников, милитаристскую Японию, угрожавшую нашему Дальнему Востоку, надо будет тоже склонить к капитуляции, окончив Вторую мировую войну. В той великой битве, кто формально, кто помогая, кто реально сражаясь, участвовали 62 страны. США и Великобритания, к примеру, войну Японии объявили в декабре 1941-го, после вторжения японцев на американскую базу Пёрл-Харбор, а спустя неделю против Штатов выступили Германия и Италия. К маю 1943-го англо-американские войска смогли освободить Северную Африку, вынудить капитулировать Италию, а спустя год, летом 1944-го, с небольшим «решились» открыть и второй фронт в Европе - наша страна, Красная Армия, народ, к тому времени, выиграв Сталинградскую, Курскую битвы, освободив от фашистов все свои земли, сражалась, совместно с местными настоящими пат­риотами из Сопротивления, уже за освобождение Европы. И было 9 мая 1945-го, капитуляция Германии, которую принимал Георгий Жуков, и спустя два дня наши воины разгромили пражскую группировку фашистов. В ночь на 9 августа 1945-го СССР вступил в войну с Японией, позже присоединились Монголия и Китай… Наступление Красной Армии вынудило японцев 2 сентября 1945-го подписать акт о капитуляции, завершив Вторую мировую войну. Та великая битва унесла жизни более шестидесяти миллионов человек, более тридцати миллионов из них оплачено Советским Союзом. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.