Аппарат, имплант и ледокол-лихтер

6 Август 2024 1520
Гавриил Илизаров, Александр Блискунов и «Севморпуть».
Гавриил Илизаров, Александр Блискунов и «Севморпуть». Фото из открытого источника.

В декабре страна, в которой большинство из нас родилось и состоялось, Советский Союз, отметит (увы, лишь в людской памяти) 102-летие, и 33 года с момента, когда волею политиков она исчезла с карты мира. Но она продолжается в памяти её детей, уважающих историю, продолжается в свершениях и достижениях… О них «Крымская правда», что чуть старше той страны, продолжает вспоминать и ностальгировать вместе с читателями. И особенно приятно, что многие свершения созданы нашими земляками, крымчанами.

Для роста костей

Наша читательница Людмила Антоновна недавно с удивлением узнала, что врач, благодаря которому ей восстановили повреждённую ногу, и слесарь-фрезеровщик, коллега её папы по работе на заводе «Продмаш» - один и тот же человек, Александр Блискунов. А ещё он же кочегар в паровозном депо Симферополя, поэт, музыкант (причём, сам собравший и гармонь, и электрогитару), художник, иллюстрировавший более сотни книг и рисовавший карикатуры для нашей газеты с одобрения редактора Владимира Бобашинского и завотделом иллюстраций Эммануила Грабовецкого… Одно время в республике собирались присвоить имя Александ­ра Блискунова, талантливого врача травматолога-ортопеда, доктора медицинских наук, хирурга-новатора, заслуженного изобретателя СССР, чьи работы спасают жизни, лауреа­та Большой Золотой медали ООН, 6-й городской больнице Симферополя, в которой он трудился, но… Не сложилось пока почему-то, лишь мемориальная доска с чеканным барельефом его на фасаде, да есть в городе ООО «Крымский центр травматологии и ортопедии», названный в его честь…

- Он наш земляк, симферополец, - продолжает читательница, - правда стал таким лишь в семь лет, когда с мамой (увы, не знаем имя-отчество) переехал сюда из села Воронежской области. Изначально фамилия мальчика, родившегося 19 сентября 1938-го, Бобров, но родной папа Степан, видимо, погиб на фронте, усыновил парня, став ему отцом, крымчанин Иван Блискунов. Александр Иванович окончил школу №62 (ныне - 5) Сталинской железной дороги станции Симферополь и с ходу поступил в Крымский медицинский институт. А потом, подумав, что «не мужское дело», ушёл в армию, позже работал в депо, на заводе, поступил в Художест­венное училище имени Николая Самокиша, немного не добрал баллов в Ленинградский политехнический институт - искал свою стезю… Помог найти её ректор медицинского института Сергей Георгиевский, к счастью, разглядевший талант и потенциал, восстановился Александр Блискунов в медицинском вузе и уже студентом придумал каталку для людей с тяжёлыми ожогами… Дальше - больше: десятки изобретений, что облегчают жизнь людям, придумал крымский врач. И имплант, способный, при необходимости, удлинить кость создал.

Собственно, метод удлинения придумал не он, а Гавриил Илизаров, тоже наш, из Крымского медицинского института, но способ - наружный. «Когда увидел больных с наружными (илизаровскими) аппаратами при удлинении бедра, задумался: как сделать, чтобы источник энергии находился не отдельно от больного, а в нём?» - рассказывал Александр Иванович. И придумал: имплант в кость, а человек сам по расписанию делает движение тазобедренным суставом, умное устройство удлиняется и кость вместе с ним. Кстати, когда Гавриил Илизаров узнал, то был «восхищён принципиально новой стратегией удлинения трубчатых костей без внешней атрибутики. Это направление Александра Ивановича - хирургия третьего тысячелетия». Кстати, непревзойдённая до сих пор. Сам Александр Блискунов считал себя учеником Гавриила Илизарова: «Благодаря работам Гавриила Абрамовича мировая ортопедия получила научно обоснованный метод удлинения конечности»,

Настоящая фамилия Гавриила Абрамовича - Елизаров, но при регистрации малыша, родившегося 15 июня 1921-го в польском (позже белорусском) селе, писарь ошибся, так и повелось - Илизаров. Семья у Абрама Аверкиевича и Голды Абрамовны многодетная, Гавриил - старший, через несколько лет перебрались в Закавказье, в Азербайджан, где жизнь мальчику однажды спас местный фельдшер, тогда и родилась у паренька мечта стать врачом. Окончил семилетку, отлично учился на рабфаке в Буйнакске, откуда в 1939-м и направили в Крымский мединститут имени Иосифа Сталина. Два года учёбы в Симферополе, потом эвакуация в Казахстан, рвался на фронт Великой Отечественной, но стремились удержать педагоги, чувствуя потенциал студента. В 1944-м, окончив вуз, стал врачом-универсалом в сельской больнице Курганской области. Там, спустя шесть лет, придумал способ сращивания костей при переломах - компрессионно-дистракционный аппарат, вместо фиксации гипсом, появились два кольца со стержнями и спицами, проходящими через костную ткань, и дозируемо растягивающими ещё не твёрдый регенерат между оставленными обломками кости. Недостающие части конечности восстанавливаются и удлиняются. Гавриил Илизаров тоже доктор медицинских наук, заслуженный изобретатель СССР, а ещё - Герой Социалистического Труда страны. К сожалению, и Гавриил Абрамович, и Александр Иванович уже стали вечностью, первый - 24 июля 1992-го, второй - 28 декабря 1996-го. Но созданное ими, продолжает приносить пользу людям, помогать. И, наверное, всё-таки есть и заслуга Советского Союза, что дала шанс двум сельским ребятишкам, крестьянским детям, развить заложенные родными и судьбой способности, бесплатно выучиться, стать лекарями.

Из Керчи во льды

Продолжает служить людям и единственный в нашей стране (а когда-то и первый в мире) лихтеровоз «Севморпуть», ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Лихтер - несамоходное безэкипажное морское судно - которое (или же баржи, контейнеры с грузом) загружается на борт «Севморпути», он проходит в нужный регион, в том числе и через льды, выгружает собственным краном, а до точного места уже лихтеры дотягиваются буксирами. Кстати, грузы «Севморпуть», а это 74 лихтера по 350 тонн необходимого в каждом (или же 1324 контейнера по 30 килограммов), может доставлять даже в мелководные гавани и при любой погоде, атомная установка позволяет не снижать ход. Он ходил и в южных морях-океанах, доставляя неф­тяное оборудование в Саудовскую Аравию, и в северных - нужное на полярные станции, трудился в советское время на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток, Владивосток - Северная Корея. После развала Советского Союза был просто грузовым судном в Мурманской облас­ти, потом хотели превратить в плавучую буровую, затем и вовсе остановили реактор… И быть уникальному советскому судну разрезанным на металл, но почувствовала в себе Россия гордость за прошлое, преемственность, начали в 2013-м восстанавливать, дооснащать лихтеровоз - служит теперь, хоть и были пару раз внештатные ситуации, но справились, работает уникальное судно, сделанное в СССР.

А наш полуостров гордится, что сделано оно не просто в Советском Союзе, а у нас в Керчи, далёком ото льдов, - на судостроительном заводе «Залив имени Бориса Бутомы. Созданием проекта занимался коллектив Ленинградского центрального конструкторского бюро «Балтсудпроект» под руководством главного конструктора Николая Родионова, что вместе с мастерами «Залива» в 1974-м подарил стране супертанкер «Крым». Несколько лет работы над атомным лихтеровозом-ледоколом; лишь некоторые имена создателей история сохранила: Леонид Беликов, Юрий Бойчук, Тарас Борисов, Николай Бублик, Александр Бунчужный, Анатолий Дидоренко, Владимир Жолобов, Александр Жорник, Дмитрий Забабуро, Александр Ильченко, Евгений Лиморенко, Сергей Мошкин, Игорь Осипов, Владимир Совицкий, Здислав Строка, Юрий Сос­новский, Александр Паркин, Геннадий Панин, Николай Чудной и многие другие.
В сданном в 1988-м лихтеровозе-контейнеровозе «Севморпуть» предусмотрели не только возможность проходить через метровые льдины и работы в самых отдалённых северных районах страны (привезённых грузов там на год хватает), но и максимальные удобства для экипажа, включая бассейн, спортзал и кинотеатр на борту. Длина уникального судна более 260 метров, ширина - более 32, а высота борта почти под 20 мет­ров. Умели строить в Союзе, сумели возродить в России.

В следующих выпусках руб­рики мы продолжим с ностальгией и гордостью вспоминать, что «Сделано в СССР» - ждем ваши рассказы.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.