Отдавая свой мир

3 Август 2024 666
Валентина Толкунова в Крыму.
Валентина Толкунова в Крыму. Фото из открытого источника.

Официально с карты она исчезла почти 33 года назад - могущественная и многонациональная держава, Советский Союз. Страна, в которой многие из нас появились на свет, состоялись. Если бы не «усталость» от застойного спокойствия, такое необдуманное пожелание «перемен», враз повлёкшее за собой слом нажитого, стабильного, человеческого, того, что теперь с таким трудом возрождаем, то страна наша отмечала уже 102-летие… Только не любит история то самое «если бы». Официально та великая страна исчезла… Но раз за разом у её «детей» всплывают воспоминания, как было, и значит, она продолжается, с нами - в памяти и вещах, пусть немодных, но крепких и надёжных, в достижениях и событиях, в истории, в жизни. Вместе с читателями «Крымская правда» продолжает вспоминать советскую эпоху, время подвигов и свершений, вспоминать её людей, творцов, созидателей, защитников. Мы продолжаем узнавать что-то новое или позабытое, незнакомое о знакомых, о тех, кто был на виду или оставался в тени, но чей труд и жизнь достойны памяти поколений. Одна из них - Валентина Толкунова, говорившая «Крым - частичка моей души»…

Наша, народная

Эти слова Валентина Васильевна произнесла 23 года назад, в 2001-м, когда ей вручили знак заслуженного деятеля искусств Автономной Республики Крым: «Если бы вы знали, насколько мне дорого именно это звание. Крым - частичка моей души. Я не успела получить звание народной артистки СССР, но теперь звание заслуженного деятеля искусств Крыма мне его заменило». Крым всегда был для неё «очевидным выражением России», первым городом, куда в 1966-м тогда ещё неизвестная участница вокального ансамбля, приехала выступать, стал Севастополь. А ещё она - почётный артековец, хранившая повязанный здесь алый галстук, и, быть может, сохранилась в Книге почётных гостей оздоровительного комплекса «Судак» её запись 2009-го, один, увы, из последних автографов: «Дорогие друзья! Спасибо за чудесно проведённые дни в Судаке. Ваше гостеприимство, желание сделать для нас всё возможное и невозможное - прекрасны! Желаю счастья, удачи и Солнца, которого так много в природе! С дружбой!».

Валентина Толкунова очень любила наш полуостров, где с душой, открытостью, той самой «дружбой», неоднократно выступала и на фес­тивале «Крымские зори», в минувшем году отметившем бы полвека, и на стадионах, в домах культуры населённых пунктов, на предприятиях, в колхозах и совхозах, не чураясь, не «звездясь». Наша читательница Тамара Дмитриевна вспоминает выступление певицы на стадионе «Метеор» (ныне «Фиолент»), в Симферополе, в 1997-м: «Просто непередаваемые ощущения, незабываемые спустя годы. Она пела без всяких фонограмм, живо, тепло, рискуя сорвать голос на многочисленных вызовах «на бис». И весь стадион, заполненный до отказа, то и дело начинал подпевать. Никакой звёздности у Валентины не было, мы, зрители, чувствовали: всё, что делает певица, - без фальши, наигранности, ради нас. Искренняя улыбка каждому, кто после выступления просил автограф, каждому тёплые слова. А мой брат Дмитрий слушал выступление в Герате, в Афганистане. Представляете, там война, обстрелы, а она, женщина, невысокая, хрупкая, не испугалась ничего, приехала к нашим ребятам, пела им о доме, любимые песни пела, и они все тоже подпевали. Это очень многое говорит об исполнителе, настоящем патриоте, коих, увы, теперь мало стало. Знаю, что в Афгане она много раз была с концертами, и в Чечне, когда на Северном Кавказе бои шли тоже. И для ветеранов Великой Отечественной пела, и на всех благотворительных концертах, и в колонии ездила выступать, и в монастыри, и на БАМ, на иные стройки века, не требуя себе никаких условий, помня, что везде люди. Истинно русская женщина, как в одноимённой, ею поставленной опере, что мне повезло услышать в восьмидесятых в Москве. Она пела там партии невесты, солдатки, свахи, княгини - все разные, искренние, передающие героизм и трагизм судеб русских женщин, всей России».

Эта опера стала дебютом театральной судьбы певицы, создавшей Московский театр музыкальной драмы и песни; потом будут и радиоспектакли, и кинороли - «Верю в радугу», «Ожидание», «Чёрный принц»… Песни везде, в нескольких десятках кинофильмов озвученных, и в мультиках, помните: «Кабы не было зимы в городах и сёлах» из Простоквашино, а ещё «Спят усталые игрушки» в любимых «Спокойной ночи, малыши». И, конечно, просто песни, со сцены, на пластинках, как любимая о Салгире на стихи Владимира Орлова, музыку Александра Лебедева (по иным данным - Петра Лимаренко), «Через годы твои, через годы мои наша речка течёт, не кончается». Номера в сборных концертах, почти 30 раз - лауреат Всесоюзной «Песни года», и сольные выступления - сотни исполнений за сорок с небольшим лет творчества. «Носики-курносики сопят» и «Мой милый, если б не было войны», «Ты за любовь прости меня, я не могу иначе» и «Стою на полустаночке»… И все искренне, душевно, трогательно, пронзительно… Валентина Васильевна как-то сказала: «Надо не жить, как звезда, а сиять своими чувствами изнутри. Сиять, отдавать людям свой мир, свои положительные эмоции». Она так и поступала всегда, даже на, как оказалось, последнем концерте в Могилёве, после которого попала в больницу, допела на «бис» - «люди ведь ждали».

Рождённая с музыкой

Валечка, как и теперь, тепло, говорят многие заслушивающиеся её голосом, была долгожданным послевоенным ребёнком участника обороны Москвы Василия Андреевича и его любимой Евгении Николаевны (урождённой Смирновой, дочери Анисьи Никаноровны и Николая Васильевича) - 12 июля 1946-го родилась в Армавире Краснодарского края. Через два года семья переехала в Москву, где у трёхлетней девочки появился младший брат Сергей, тоже потом выбравший музыкальную стезю. Наверное, музыка была заложена в детях от рождения, родители любили петь, в доме были патефон и прекрасная коллекция пластинок -  Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утёсов, Марк Бернес… Маленькая Валечка все песни знала наизусть, как вспоминала», «наслаждалась голосами». И у неё голос был - десятилетнюю в школе выбрали для детского хора Центрального дома железнодорожников. Вскоре уже солировала в том детском коллективе, которым руководил брат композитора Исаака Дунаевского - Семён Осипович. Окончила Московский институт культуры, джазово-хоровое отделение, и Музыкальное училище имени Гнесиных, была джаз-вокалистской популярного тогда вокально-инструментального ансамбля «ВИА-66» Юрия Саульского. В 1972-м в её жизни и в жизни слушателей появился «Полустаночек» - «Стою на полустаночке/ В цветастом полушалочке,/ А мимо пролетают поезда./ А рельсы-то как водится/ У горизонта сходятся,/ Где ж вы, мои весенние года». Эту и несколько иных песен композитора Ильи Катаева и поэта Михаила Анчарова Валентина Толкунова исполнила в первом в СССР телесериале «День за днём», о судьбах жильцов московской коммуналки. Потом была считавшаяся неудачной у авторов, Владимира Шаинского и Льва Ошанина, «Все танцуют, не хватает танцам места,/ И луна глядит в окошко, словно люстра./ Ах, Наташа, ах, подружка, ах, невеста,/ Ты прости, что мне сегодня стало грустно», но голос Валентины Васильевны сделал популярной, несколько раз на «бис» вызывали при первом же исполнении. И уже называли её слушатели в Союзе преемницей, творческой наследницей любимых Клавдии Шульженко и Лидии Руслановой…

В 2009-м в интервью севастопольским коллегам после своего, увы, последнего концерта в городе-герое, Валентина Васильевна рассказывала, что все песни выбирает «очень трудно и тщательно. Потому что песня не должна быть эмоцией пониже спины, она должна обращаться к сердцу, быть самым необходимым для людей, во что они верят, чего ждут, что является для них подмогой. И мне так радостно, когда люди говорят: «Знаете, а вы меня вылечили». «Как я вас вылечила? Я же не врач… «А я лежала в больнице, и мне было очень плохо. Мне принесли кассету, и от слов «Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками. Всё я сумею, всё смогу, сердце моё - не камень» в меня вселились такие силы, что я встала, а врачи после сдачи анализов удивлялись, что я пошла на поправку». После развала Союза пела Валентина Васильевна всё больше с пластинок, кассет, да на сольных концертах - на радио и телевидении уже иные «царили» с песнями всё чаще «пониже спины».

Валентины Толкуновой не стало в марте 2010-го. Увы, так и не дождалась она звания народной артистки СССР… Впрочем, нетребовательная, скромная и по-настоящему талантливая она просто относилась ко всем званиям и наградам, а народной была - по любви Советского Союза, так и отвечала, что самая дорогая для неё награда - «любовь народа». И о стране той отзывалась с душой: «Наше поколение прожило прекрасную жизнь в огромной стране, которая называлась Советским Союзом. Дело не в том, что у Советского Союза не было недостатков - они, конечно, были. Но мы были дружной семьёй, в нас не воспитывали ненависти по отношению друг к другу». Её песни, спетые сердцем, голос звучат и сейчас - сильные, искренние, настоящие.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.