Вспомнить свой русский путь

31 Июль 2024 1210
Председатель «Конгресса Русских общин Крыма» Сергей Шувайников.
Председатель «Конгресса Русских общин Крыма» Сергей Шувайников. Фото Александра КАДНИКОВА.

Возвращение Крыма в родную гавань для многих стало неожиданностью. А для кого-то и вовсе шоком. О том, каким долгим и тернистым был путь на Родину, знают только те, кто прошёл этот путь. В гостях у «Крымской правды» побывал бессменный лидер старейшей общественной организации «Конгресс Русских общин Крыма» Сергей ШУВАЙНИКОВ. Ветеран крымского парламентаризма, один из лидеров и создателей Русского движения Крыма, талантливый журналист, писатель, художник, известный политический и общест­венный деятель, он и сейчас остаётся в строю.

- Сергей Иванович, чтобы коснуться всех этапов вашей политической биографии, нам, увы, не хватит ни времени, ни газетной площади. Так что желающих более подробного рассказа мы адресуем к вашим книгам, посвящённым борьбе за Русский Крым. Но всё-таки давайте вспомним и скажем хотя бы несколько слов о том, как начиналась эта борьба. Какой из своих политических шагов вы бы назвали самым первым и самым важным? Что, по вашей личной оценке, стало вступлением Сергея Шувайникова в политику? 

- После окончания университета в 1978 году я работал в школе, преподавал историю и обществоведение. Меня всегда очень волновали вопросы социальной справедливости. У меня была большая библиотека, за годы учёбы в университете я перечитал большую часть трудов Ленина и даже товарища Сталина. И попытался создать среди своих близких товарищей неформальную молодёжную социалистическую организацию. В 1980 году всё это было пресечено сотрудниками КГБ, и я, как инакомыслящий, надолго был отлучён от политики под угрозой ареста. В период перестройки, работая корреспондентом молодёжной газеты, я активно занимался экологическими проблемами, за что меня избрали вице-президентом Крымской ассоциации «Экология и мир». Именно эта организация и выдвинула меня весной 1990 года кандидатом в депутаты Крымского областного Совета в Центральном округе, в Симферополе. Я честно провёл избирательную кампанию и победил в двух турах достаточно уважаемого человека, Героя Советского Союза, руководителя организации ветеранов. Так я вернулся в политику. Потом было очень много политических шагов, которые я считаю важными. Это борьба за воссоздание автономной государственности Крыма - Республики Крым, принятие первой Конституции Респуб­лики Крым от 6 мая 1992 года, это начало противостояния с возрождающимся украинским национализмом и неонацизмом, после ГКЧП и развала Советского Союза борьба за правовую самостоя­тельность Крыма, создание и редактирование газеты «Респуб­лика Крым», которая представляла интересы Респуб­ликанского движения Крыма, которое создал и поддерживал талантливый предприниматель Валерий Аверкин, человек пророссийских взглядов. Он рано ушёл из жизни, сегодня его именем названа одна из улиц Симферополя. Самым важным политическим шагом стало создание и регистрация в 1993 году Русской партии Крыма, которая своей главной целью поставила задачу - восстановить историческую справедливость и вернуть мирным правовым путём Крым в Россию. Как лидер партии и её кандидат, я публично озву­чивал эту цель на выборах президента Крыма. И в последующие двадцать лет я не изменил своему лозунгу: «Крым был и останется российским!». И был верен ему до 18 марта 2014 года, когда в Кремле, где я присутствовал с крымской делегацией, президент России Владимир Путин и лидеры «Крымской весны» Сергей Аксёнов и Владимир Константинов подписали договоры о воссоединении Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией. Что касается моих книг - документальной публицистики об этапах Русского движения Крыма, то все желающие могут свободно ознакомиться с ними на сайте «Конгресса русских общин Крыма». Это не коммерческий проект. 

- Вы по сути были провод­ником и ярким представителем того, что потом наши тогда ещё «партнёры» назвали «гражданским обществом», но не в западном либеральном, а в русском понимании. Ведь задача активной части общества состоит по большому счёту в том, чтобы постоянно подталкивать политиков и напоминать им, чьи интересы они вызвались выражать. Вас обвиняли в «популизме» и даже в «черносотенстве». В чём только вас ни обвиняли... И при этом в отличие от ряда других русских организаций вы сами не объявляли кого-либо вашим «врагом». Или я что-то забыл? В чём причина такого миролюбия? У вас вообще есть враги? А идейные непримиримые противники?

- Хочу ответить, что в советские годы и после развала Советского Союза мы, народные избранники, назывались «народные депутаты», и это было правильно, потому что нас избирал народ и мы отвечали перед народом, проводя в жизнь политику, которую выражали и требовали люди, голосовавшие за нас. Сейчас осталось только обезличенное слово «депутат»... Плохо это или хорошо, не мне судить. После создания Русской партии Крыма как меня только ни называли и в чём только ни обвиняли. «Черносотенцем» и «экстремистом», «русским националистом» и «сепаратистом». Лидер ныне запрещённого в России «меджлиса» Мустафа Джемилёв как-то в холле крымского парламента сказал: «Привет русскому фашисту». На что я ему ответил: «Мустафа, я не приемлю никакой фашизм, поскольку мой отец-фронтовик воевал и уничтожил фашизм в Берлине, а вот где были твои родственники во время войны, я не знаю». Помню, вокруг были люди, Мустафа стушевался и сказал, что он пошутил. 

- Вы выступали объединителем и собирателем различных русских организаций в период борьбы за возвращение Крыма домой в Россию. После возвращения вы выступаете объединителем и собирателем ветеранов русского движения Крыма. Вот мы 10 лет назад вернулись домой. Цель достигнута. Нужно ли сегодня Русское движение в Крыму? И в каком качестве? Может быть теперь, когда мы дома, достаточно прос­то гражданского актива? Или всё же есть работа для русских патриотов?

- Работа для русских пат­риотов есть всегда, только цели и задачи стали другими. Сегодня, в условиях жёсткого противостояния с Западом, на первое место выходит патриотическое воспитание молодёжи, что включает в себя сохранение русских национально-культурных традиций, знание российской отечественной истории, изучение русской культуры и духовности во всём её многообразии, борьба с чуждыми и вредными веяниями и взглядами, которые подбрасывают нам с Запада, в том числе и некоторые наши так называемые «либералы». Молодёжь должна осознавать, что Россия - это наша Родина и другой Родины у нас нет. И что именно они будут жить и работать на этой земле, защищать эту землю, строить справедливое и гуманное общество, быть настоящими хозяевами на родной земле. А русские организации, в том числе ветераны русского движения Крыма, должны им в этом помочь. Моя мечта в последние годы - создать в Симферополе народный музей Русского движения Крыма, куда можно будет приводить на экскурсии школьников, студентов, рассказывать им о том, как русские патриоты в годы украинской оккупации боролись за российский Крым, за права русских людей, за право вернуться в Россию и быть вместе со своей Родиной и её народом.

Записал Николай ФИЛИППОВ.