Добровести разных лет

4 Май 2024 1903
Первый номер «Красного Крыма» 80 лет назад. Фото автора.
Первый номер «Красного Крыма» 80 лет назад. Фото автора.

Побуждающая мысль, высказанная мультипликатором Уолтом Диснеем - «если вы можете мечтать об этом, вы можете это сделать» - подходит нашей стране, людям, умеющим воплощать желаемое в реальность; сильным, созидательным поколениям многонациональной державы. Помните, у Владимира Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть./ Когда такие люди в стране советской есть». И ранее у Фёдора Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить./ У ней особенная стать - в Россию можно только верить». И ныне у группы «Чёрные береты»: «Но не благодаря - вопреки вражьим силам/ Непреклонно, горда, побеждает Россия». Поколения людей нашей страны, какое бы имя она ни носила и какую бы площадь ни занимала, умеют не только мечтать о победе, в труде, в бою, но и делать всё для этого. Помогают, направляют - добровести. Даже в самые трудные мгновения надо постараться их заметить, почувствовать. В Великую Отечественную - прорывы на фронтах; боевые операции партизан и подпольщиков; неимоверные усилия тружеников тыла и редкие улыбки выживших в оккупации, а главное - неиссякающая вера в нашу Победу. Мечтали - сделали. Мы перелистали редкие сохранившиеся номера того времени, вспоминая-узнавая, с какими добровестями в 1944-м шёл к мечте полуостров.

Сила - в правде

Это понимали в 1918-м, когда создавали нашу газету «Таврическую правду». В название силу заложили первые редакторы Наталья Александрова, Орион Алексакис, Владимир Басенко, Юрий Гавен, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов, Виктор Шаталов и Георгий Яковенко. Не отступали от идеи и при иных названиях: «Таврический (Крымский) коммунист», Семёна Мирного, в 1919-м, и с 1920-го - «Красный Крым», тогда Юрия Гавена, Матвея Мартолина, Павла Новицкого, Дмитрия Ульянова и Якова Френкеля. Особо чувствовали силу правды коллеги в Великую Отечественную, когда газета ни на день не прекращала выход, редактором тогда был Евгений Степанов, а во время его партизанской службы в Крыму номера в печать в эвакуации подписывал Абрам Райчук. Боевой путь, под бомбёжками и артобстрелами, прошла тогда наша газета: 1941-й, Симферополь, - 1941-1942-й, Севастополь, Керчь, - 1942-1944-й, Сочи, - с 13 апреля 1944-го, Симферополь. На полуостров номера часто доставляли наши отважные лётчики - к партизанам, а от них - подпольщикам, листовками на стены зданий в городах и сёлах. Впрочем, и здесь служение силе правде продолжали коллеги-газетчики, наши довоенные сотрудники. «Крымский партизан» издавали, увы, погибшие Георгий Кокушинский и Ефим Певзнер из Бахчисарайского отряда; «Крымская правда» Михаила Соханя и фронтовика Андрея Казанцева из 10-го Ялтинского; «За Советский Крым», Евгения Степанова, Эммануила Грабовецкого, Всеволода Лаганбашева и, увы, погибшего Александра Стогния, 1-я бригада Северного соединения. С 1952-го, когда редактором был Михаил Курьянов, «Крымская правда» по-прежнему не сомневается, что сила - в правде и единстве. Многие наши коллеги погибли, жизнями за то заплатив, мы помним их и стараемся быть верными их идеалам. А ещё, как и они, стараемся наполнять жизнь хоть немного позитивом, печатая добровести. Кстати, в войну, с 1943-го, с наших побед в Сталинградской и Курской битвах, добровестей стало больше, и в 1944-м мы только наступали, они увеличивались. Самое главное для Крыма в тот год - освобождение, спустя два с половиной года боли и страха оккупации, гибелей и подвигов, полных веры в то, что «наше дело - правое».

«Вперёд, к победе»

Строки из редакционной передовицы за 1 января 1944-го, поздравляя читателей с Новым годом, коллеги призывают: «Под знаменем Ленина, под предводительством Сталина вперёд, к победе над врагом. Прошёл 1943 год. Новые победы принёс он советскому оружию, новых успехов добились советские люди в тылу. Мы горды прошедшим годом. Мы гордимся нашей доблестной Красной Армией, неотступно крушащей врага весь год. Две трети нашей земли, ранее оккупированной фашистами, очищены от иноземных захватчиков. Мы горды тем, что наш фронт и тыл - одно неделимое целое. Все советские люди охвачены одним стремлением: добить фашистскую гадину! <> Наступил новый, 1944 год. Он будет победоносным годом. Наступление Красной Армии продолжается. Советские воины громят немцев под Витебском и по всей правобережной Украине. <> С новым годом товарищи, годом борьбы и победы!». Мы знаем, что тот год не стал ещё окончательно победным, лишь одним из мгновений вой-ны на пути к 9 мая 1945-го. Но, как и все иные мгновения-шаги, он был весомым, тревожным, с потерями, с болью, но с неиссякающей верой в мечту о Красном знамени над поверженным фашистским рейхстагом. И в том же номере подтверждение: «Войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Николая Ватутина, перейдя в наступление на Житомирском направлении, прорвали оборону немцев и за шесть дней упорных боёв продвинулись вперёд до 100 километров». И перечень освобождённых населённых пунктов там и под Запорожьем. Увы, год стал для комфронта Николая Ватутина последним в жизни, а на освобождённых тогда землях вновь бои… Но мы всё же о другом, о добровестях на войне. Вот трудящиеся Урала отчитались, что дали за 1943-й в полтора раза больше вооружения и боеприпасов, чем в 1942-м; комсомольско-молодёжная бригада завода, где директором товарищ Макарев, в течение декабря сверх плана выпустила танковую колонну - так нужно для победы. А вот рассказ о том, что в семи освобождённых областях Украины возобновили работу почти 2,5 тысячи клубов и библиотек; в освобождённом в ноябре Киеве уже заработали заводы, 52 школы, 10 больниц, 7 кинотеатров, 116 магазинов… И Сталинградский консервный завод, разрушенный фашистами, вступил в строй, выпустив первые тысячи банок высококачественных консервов; и на Урале новый трубопрокатный завод, пять новых шахт начали давать уголь, и Донбасс возрождается, и на Алтае - новый тракторный, а в Москве закончено строительство третьей очереди метрополитена.

А вот родные крымские добровести - ведь наши бойцы уже здесь, с ноября 1943-го держат, расширяют плацдармы на Сиваше, Перекопе, Керченском полуострове, готовятся к решающему удару. «На освобождённой части Керченского полуострова приступили к восстановлению рыболовецких колхозов, разграбленных немецко-фашистскими оккупантами. Рыбаки уже отремонтировали сети и другие орудия лова. В проливе выловлены первые тонны керченской сельди. На днях рыбаки Маяк-Салынского района преподнесли N-ской части, ведущей бои за освобождение Крыма, две тонны свежей рыбы». «Отряд партизан под командованием комсомольца товарища К. (очевидно, 17-й, Октября Козина. - Ред.) недавно внезапным ночным налётом разгромил вражеский гарнизон численностью 200 человек. При разгроме партизаны взорвали крупный склад боеприпасов и захватили много трофеев. Через некоторое время отряд товарища К. снова совершил дерзкий налёт на гарнизон противника в 50 человек. Только за месяц отряд провёл 11 успешных боевых операций». И ещё добровести о земляках. «Родному Крыму» - так озаглавлена небольшая книжка стихов и песен поэта-фронтовика Якова Чапичева, недавно изданная газетой «Красный Крым». Выход её в свет накануне решающих боёв за освобождение Крыма от немецких захватчиков - одно из свидетельств того, что советский многонациональный народ полон непоколебимой уверенности в том, что Крымская земля, поруганная и осквернённая гитлеровскими людоедами, скоро будет снова свободной». Яков Чапичев, крымчак, погиб за два месяца до Великой Победы, но он - Герой Советского Союза - в «Бессмертном батальоне» нашей газеты. А в «Бессмертном полку» Крыма и он, и иной Герой Советского Союза - Аметхан-Султан, чьё письмо в январе 1944-го опубликовала газета: «Я недавно видел с воздуха крымские горы, по которым мальчишкой бегал, где прошло моё детство. Сердце загорелось жгучей ненавистью к немецким разбойникам, терзающим нашу Родину. Близится час расплаты! Пути отхода из Крыма по суше для немцев отрезаны. Их дни сочтены. Твёрдо верю, что скоро мы встретимся в нашем Советском Крыму».

В январе вновь советскими стали белорусские Мозырь и Калинковичи. «Войска Белорусского фронта Константина Рокоссовского в двухдневных упорных боях на Мозырском направлении прорвали сильно укреплённую оборонительную полосу противника и с боями продвигаются вперёд». И первый из десяти Сталинских победных ударов, как назвали потом боевые наступательные операции, утверждённые верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным, случился - Новгородско-Лужский, Ленинградско-Новгородский (Крымский был третьим). Войска Волховского, Кирилла Мерецкова, фронта (до ноября там сражались и бойцы Северо-Западного, Ивана Конева) прорвали вражескую оборону и 20 января на древней кремлёвской стене Великого Новгорода появилось Красное знамя. Москва салютовала освободителям Новгорода и Луги. Через неделю салют от имени Родины прогремел в будущем городе-герое Ленинграде, освобождённом войсками Ленинградского фронта Леонида Говорова: «Город на Неве полностью освобождён от вражеской блокады и от варварских  артиллерийских обстрелов противника». И усилилась от тех добровестей крымская мечта - о салютах Родины освобождённому полуострову. Она сбылась уже весной. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.