Храм-усыпальница князей

30 Март 2024 313
Западный портал Архангельского собора.
Западный портал Архангельского собора. Фото автора.

Стоя на Соборной площади в Московском Кремле, поначалу кажется, что здания соборов и церквей похожи: они белые или молочного цвета, высокие, с золотыми куполами. Потом начинаешь разглядывать каждый в отдельности, и тогда уже замечаешь их уникальную архитектуру. Архангельский собор сначала поразил меня своим входом - порталом. Белизна монументального здания с колоннами контрастно сочеталась с арками, украшенными орнаментами и изображениями святых. Разглядывая их, уже замедляешь шаг, как будто перед входом в другой мир - царство мёртвых, где обрели покой представители московских правящих династий: Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор - самая большая усыпальница русских князей и царей. Такого рода династические некрополи, как правило, посвящались архангелу Михаилу. Согласно христианской мифологии, он был проводником душ умерших в царство мёртвых. Обычай погребения в церкви пришёл на Русь из Византии. Этой чести удостаи­вались те, кто «не умирал и после смерти»: цари, высшие сановники, патриархи. Этот обычай лёг в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии.

Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. Но к началу XVI века гробов в храме было так много, что Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить более просторную. Он доверил возведение нового собора венецианскому архитектору Алевизу Новому. Прозвище «Новый» Алевиз получил по приезде в Москву, потому что в Московском Кремле над сооружением великокняжеского дворца уже трудился другой Алевиз, которого летописи называют Фрязиным.

Архангельский собор построили за четыре года, он был освящён в 1508 году. Великому государю, однако, не довелось увидеть своё детище, но он первым обрёл в нём вечный покой. Сооружение фамильного храма завершил его сын Василий Иванович III. В архитектуре собора органично соединены черты древнерусского и итальянского зодчества. Декор фасада типичен для итальянского Возрождения. 


Надгробие над захоронением князей Владимира и Василия Старицких. Фото автора.

 

 

 

 

Захоронения в соборе совершали с 1340-го по 1730 год. Последним в нём погребён Пётр II. Саркофаги опускали под пол собора, а над ними устанавливали надгробия с белокаменными плитами, украшенными эпитафиями. Всего в соборе под 45 надгробиями и двумя памятными плитами находятся 56 захоронений. Самые древние из них находятся у южной стены, где покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. Вдоль западной стены - надгробия удельных, близких родственников великих князей; вдоль северной - князей, впавших в немилость и умерших насильственной смертью. Таковы захоронения князей Старицких, Владимира Анд­реевича и его сына Василия, жертв опричной политики Ивана Грозного. У северо-западного и юго-западного столпов (колонн) захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе. Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора, увидеть их нельзя. Надгробия династии Романовых расположены у столпов.

Проходя от одного надгробия к другому, внимание привлекают надгробные портреты на стенах собора. Галерея исторических лиц открывается изображением великого князя Ивана Калиты. Князья в почтении повернулись к алтарю храма, их руки подняты в молитвенном жесте. Над головами - сияющие нимбы. Над каждой фигурой в медальонах изображены святые покровители князей, чьи имена они носили. 


Рака святого царевича Димитрия, младшего сына Ивана IV. Фото автора.

 

 

 

Архангел Михаил считался небесным покровителем рода Рюриковичей, а впоследствии - и Романовых. Великие князья приходили сюда для молитвы, перед тем как отправиться на войну, - в надежде вымолить духовную силу на подвиг. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство. 

Среди надгробий великих русских князей, подняв глаза наверх, вы увидите в цент­ральном куполе композицию Отечество. Она иллюстрирует Символ веры и основной догмат о Божественном Триединстве - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. В этом месте особенно чувствуешь свою неразрывную связь с Родиной.

Оксана ПАВЛЕНКО.