Добровести разных лет

16 Февраль 2024 3310
Труженики лета 1941-го.
Труженики лета 1941-го. Фото автора.

«Жизнь любит не тех, кто ноет по пустякам, а тех, кто пустякам радуется». Вроде простая мысль, а правильная, ободряющая. Мудрые люди, что, несмотря на все ненастья и удары-уроки судьбы, стараются находить в жизни, в окружающем и окружающих светлые, добрые моменты, черты, улыбки, всегда чуть-чуть счастливее. Уверенность дарят и добрые вести, добрые эмоции, вызывающие хоть коротенькую улыбку, искреннюю и светлую. Добровести могут быть любые, даже самые пустячные - главное, уметь их находить в происходящем, чувствовать. В минувшем выпуске рубрики «Крымская правда» постаралась найти в номерах газеты, с самого её рождения 106 лет назад до довоенных выпусков 1941-го, эти добровести прошлого, пусть местные, но тогда ободряющие и воодушевляющие, от которых людям хотелось ещё больше и лучше созидать и бороться. Тогда сражались в Гражданскую, потом с разрухой её справлялись, страну ставили, а в последующие годы вновь боролись, уже в Великой Отечественной. И в тех военных выпусках мы стараемся найти добровести, представляя, как ждали их читатели, как надеялись.

Ясность и уверенность

Выпусков периода Великой Отечественной, к сожалению, сохранилось не так много, хотя «Красный Крым», который тогда возглавлял Евгений Степанов (когда с 1943-го он был в партизанском отряде в Крыму, издание в Сочи выпускал Абрам Райчук), не прекращал выходить всё время. Даже когда большая часть полуострова была оккупирована фашистами, газета издавалась в Севастополе, потом недолго в Керчи, затем эвакуирована на Кавказ. И добровести в тех номерах искать очень сложно, газета буквально пропитана болью от войны и решительностью, призывами, уверенностью биться до победы. Но вот, кажется, совсем мирная весть, как из прошлого, 24 июня 1941-го, небольшая заметка под фотографией В. Малышева: «Уборка ярового ячменя в колхозе «Вперёд» (Симферопольский район), агроном колхоза Н. С. Романченко, секретарь Симферопольского сельского райкома ВКП(б) Н. Г. Руманов и начальник 1-го производственно-территориального управления Наркомзема Крыма Г. М. Таранда (слева направо) проверяют качество обмолота зерна комбайном». О дальнейшей судьбе первых двух не знаем, увы, а вот Герасим Максимович Таранда, что ещё в Гражданскую вое­вал, к счастью, дошагал до мая 1945 года, до Победы, окончил войну подполковником, начальником штаба управления 40-го района авиационного базирования, ранен при обороне Крыма, награждён многими орденами.

И ещё один снимок В. Малышева в следующем номере, отвергающий панику: «На фаб­риках и заводах столицы Крыма продолжается нормальная, спокойная работа. На место уходящих в ряды Красной Армии мужчин встают женщины. На снимке И. Л. Зипман, заменившая начальника компотного цеха завода «Трудовой Октябрь», призванного в ряды Красной Армии». Увы, ни имени, ни судьбы того ушедшего на фронт начальника цеха не знаем, а у И. Л. (Ираида Львовна, Ирина Леонидовна?) уже нет улыбки, глаза, припухшие от слёз… Надеемся, она всё же выжила, эвакуировавшись с заводом в Казахскую ССР, может, и её родные спаслись… Ни тени улыбки и на лицах Ольги Егоровой и Екатерины Саницкой со снимка погибшего через год в Севастополе Эммануила Бендицкого: женщины заменили мужчин на Симферопольском мотороремонтном заводе, собирают трёхкулачковые зажимные патроны для станков. Полон решимости и проверяющий сети «товарищ П. П. Яновский, колхозник ялтинского рыболовецкого колхоза «Пролетарский луч», награждённый значком «Отличник социалистического соревнования Наркомрыбпрома СССР», его для вечности запечатлел Е. Даровский… И всё-таки это ещё добровести, пусть и с натяжкой, добролица - страна не сдаётся, а значит, победа будет за нами.

И ещё добрые, вполне мирные, но уже пять дней войны - 27 июня 1941-го: И. Эмиров рассказал, что «в колхозе имени Димитрова Закуфского сельсовета Кировского района открылись детские ясли и площадки. Детские ясли ежедневно посещают 35-40 детей. Здесь дети находятся под хорошим наблюдением». И месяц войны, 31 июля 1941-го: «Все колхозы Биюк-Онларского (ныне Красногвардейского) района закончили уборку колосовых. Хорошо работали комбайнёры Ренке, Радов и другие. Сейчас 26 колхозов района уже выполнили план госпоставок зерна. Все колхозы энергично готовятся к севу». «Успешно закончили хлебоуборку Джанкойский, Старокрымский, Кировский, Карасубазарский (Белогорский), Куйбышевский (ныне территория Бахчисарайского), Ак-Шеихский (Раздольненский), Судакский, Балаклавский, Сакский, Сейтлерский (Нижнегорский), Ичкинский (Советский) районы. Колхозы энергично готовятся к севу». Ещё так верилось, что сражения не дойдут до Крыма, а хлеб его будет помогать фронту…

Маленькие радости

А потом были первые бои на полуострове, в сентябре, завершённая к середине ноября почти полная фашистская оккупация Крыма и сражавшийся осаждённый Севастополь. Положительных вестей стало гораздо меньше, как и поводов для них, но крымчане всё равно старались своим трудом и боем, верой и мужеством дарить друг другу маленькие радости. Вот в номере за 4 ноября 1941-го заметка, что «Работницы группы мастера товарища Ефимовой - Железнева, Финкильштейн, Лебедева, Курдяева и другие, обязуются выполнять нормы не ниже чем на 200 процентов, дать Красной Армии больше продукции отличного качества». Скорее всего, речь о швеях - в условиях военного времени в газете часто не указывали род деятельности. «Как сообщалось в «Красном Крыму», 1 ноября во время налёта вражеской авиации на Севастополь, огнём нашей зенитной артиллерии было сбито 2 фашистских самолёта, - читаем в номере за 5 ноября 1941-го. - 2 ноября при попытке вражеской авиации совершить очередной налёт на наш родной город, фашисты понесли ещё большие потери. Уничтожено 3 «Юнкерс-88». Два из них сбиты славными соколами истребительной авиа­ции лётчиками Ципалыгиным и Феоктистовым, третий - метким огнём нашей зенитной артиллерии». О лётчике Феоктистове, увы, не знаем, а Илья Ципалыгин погиб в мае 1942-го, но его любимая Александра Андреева, крымская партизанка, дождалась Победы и 70-летие её отметила. В следующем номере добрая боевая весть: «Примеры доблести показывают бойцы и командиры батареи, которой командует лейтенант Заика. Также беспощадно громит врага батарея командира Александера. <> Отважно сдерживает превосходящие силы противника Н-ский полк морской пехоты. Бойцы и командиры поклялись не пропустить врага в их родной город». Артиллерист Иван Заика, командир 54-й береговой батареи, год не дожил до 65-летия Победы, а командир 30-й Георгий Александер погиб в июле 1942-го.

И добрая боевая весть в номере за 8 ноября 1941-го о состоявшемся накануне в Москве (а также Куйбышеве (Самара) и Воронеже) военном параде в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской революции, речь наркома обороны Иосифа Сталина на параде в Москве и ещё большая уверенность в нашей победе. Её поддерживали публикуемые сводки Совинформбюро, озвучиваемые по радио Юрием Левитаном, ещё редкие освободительные. На месяц в июле Великие Луки, Жлобин, Рогачёв, на неделю - Сольцы, на три месяца - Ярцево; на месяц в сентябре Ельня, в ноябре Волчанск, на полгода Ростов-на-Дону, в декабре - Алексин, Белёв, Богородицк, Венёв, Волоколамск, Высоковск, Донской, Елец, Ефремов, Ист­ра, Калинин (Тверь), Калуга, почти на полгода Керчь, Клин, Козельск, Крюково, Ливны, Лихвин (Чекалин), Малая Вишера, Михайлов, Наро-Фоминск, Новосиль, Солнечногорск, Сталиногорск (Новомосковск), Таруса, Тихвин, Узловая, почти на три недели Феодосия; Щёкино, Яхрома… И фашистов от Москвы погнали, а в Крыму, в осаждённом Севастополе, в бомбоубежищах ёлки новогодние ставили - в конце декабря 1941-го наша газета писала о том много раз. «По инициативе горкома ВЛКСМ во всех бомбоубежищах города идут приготовления к устройству новогодних ёлок для детей. Бомбоубежище, где комендантом товарищ Михайлова, получит ёлку с передовых позиций от Н-ской воинской части, заказы для которой выполняет пошивочная убежища. В этом убежище, кроме ёлки, организуется новогодний вечер самодеятельности. На ёлки в городе громадный спрос». Заканчивался первый год вой­ны, но люди старались хоть немного создавать добровести.

Впереди были ещё три с половиной года Великой Отечест­венной, и иные поводы для добровестей, до самой главной в 1945-м - о них в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.