Офицерская смекалка

12 Февраль 2024 3651
Мемориал в Гуменне. Фото посольства России в Словакии.
Мемориал в Гуменне. Фото посольства России в Словакии.

Единство. Невзирая на принадлежность к определённой нации, свою веру, традиции… единство - вопреки всему. Это, а ещё сильнейшее желание спасти Родину, любовь к ней, патриотизм, самопожертвование во имя неё и земляков - залог успеха в сражениях. То, что ведёт и окрыляет, то, что помогло нашему старшему поколению выстоять в Великой Отечественной. Выстоять и победить, как говорил герой Евгения Матвеева в фильме «Любовь земная». Тогда, в труднейших сороковых минувшего столетия, в сражениях на фронтах, в оккупации, в борьбе подпольщиков и партизан, в труде в тылу советские люди, настоящие патриоты, не делились на национальности. Общая цель у всех, Победа. Только вместе к ней, сражаясь, борясь, веруя. Сегодня мы, наследники, иногда всё же разделяем их, победителей, на нации… Конечно, они бы этого не хотели. Но, быть может, так удастся лучше сохранить теперь память о былом: чтобы каждая нация знала своих настоящих патриотов. Гордились каждым, гордились всеми. Благодаря Вартану Григоряну, краеведу, члену Крымского армянского общества, вспомним об участнике освобождения Крыма - офицере Отдельной Приморской армии - Сергее Арустамове, применившем воинскую смекалку в боях за высоту 92.7 на Керченском полуострове. Холм, изрытый вражескими окопами и траншеями, примерно в двух километрах северо-западнее Булганака, был хорошо укреплённой вражеской позицией, мешавшей расширению нашего плацдарма, занятого с ноября 1943-го в ходе Керченско-Эльтигенского десанта… Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах газеты и иные народы - ждём писем.

Высотка под Керчью

Мы, увы, знаем о нём совсем немного и лишь по документам военного архива, где сохранилась его учётная карточка, к сожалению, без фотографии; наградные листы; донесение о безвозвратных потерях и данные о захоронении капитана, погибшего уже за освобождение Европы, когда совсем немного, меньше полугода, оставалось до великой нашей Победы. 15 сентября исполнится 110 лет со дня рождения Сергея Александровича (по иным данным, он 1915 года рождения), уроженца селения Караундж Мартунинского района Нагорно-Карабахской автономной области. После десятилетки он окончил, возможно, педагогический техникум, получив профессию учителя истории и географии, знал русский, армянский и азербайджанский языки, а потом - служба в армии с 1936-го, 230-й стрелковый, потом 808-й, с началом войны - 663-й, стрелковые полки, командир взвода противотанковых ружей. Известно, что за год до войны окончил заочно два курса юридического факультета, был женат - любимая Аршалос проживала в его родном Караундже. О детях, увы, ничего неизвестно.

- В военном архиве Министерства обороны страны, документы из которого представлены на портале «Память народа», есть три наградных листа на нашего героя, - рассказывает Вартан Григорян. - Первые два ордена, Красной Звезды, хотя представляли к Отечественной войны первой степени, и Отечественной войны второй степени, он получил будучи командиром 2-й стрелковой роты 319-го Гвардейского Туркестанского горно-стрелкового полка 128-й гвардейской горно-стрелковой дивизии 3-го горно-стрелкового корпуса Отдельной Приморской армии (второго формирования, созданной на базе Северо-Кавказского фронта и 56-й армии в ноябре 1943-го). До боёв на нашем полуострове подразделение освобождало Тамань. И мой земляк отличился в боях по прорыву, так называе­мой, «Голубой линии», фашистского хорошо укреплённого рубежа на Таманском полуострове. Там тоже была своя высота, 352.1, на которой группа офицера отражала контратаки, а потом, на иной высоте, 195.5, уже шла в наступление. «В боях на высоте 352.1, - читаем в наградном листе от 28 октября 1943-го, подписанном командиром полка Фёдором Денисенко, - непосредственно руководил отражением контратак противника в стыке полков. Несмотря на численное превосходство противника, в течение двух суток группа товарища Арустамова отразила 9 контратак противника, прочно удерживая занятый рубеж.

В боях на высоте 195.5 товарищ Арустамов умело руководил действиями стрелковой роты. Умело организовав взаимодействие огневых средств, рота без потерь прошла минные поля сообщения противника и одной из первых ворвалась в траншеи, блиндажи, ходы противника, нанося ему тяжёлый урон. В последующих боях за освобождение Тамани товарищ Арустамов показал образцы организованности, умения, военной хитрости в преследовании противника. В бою смел, решителен, бесстрашен - сочетает эти качества с выдержкой и расчётом». Представлял командир полка своего ротного к ордену Оте­чественной войны первой степени, но через три дня появился приказ по дивизии о награждении Сергея Александровича орденом Красной Звезды. Из наградного узнаём и о первых ранениях офицера - 12 декабря 1942-го, 25 марта 1943-го, 4 апреля 1943-го - «находится в строю».

Свой орден Отечественной войны, правда, второй степени офицер заслужил за наш полуостров, участвуя в боях по расширению плацдарма на Керченском полуострове, так необходимом для дальнейшего освобождения Крыма, для Крымской весны 1944-го. И вновь представление коман­дира горно-стрелкового полка Фёдора Денисенко на командира стрелковой роты Сергея Арустамова - 25 января 1944-го. «В боях за высоту 92.7 15 и 16 января 1944-го проявил много изобретательности. В атаке высоты его бойцы группами просачивались в оборону противника и, окружая отдельные группы гитлеровцев в траншеях, уничтожали их. Благодаря блестяще проведённому гвардии капитаном Арус­тамовым наступлению, высота была взята. На захваченной высоте товарищ Арустамов организовал крепкую оборону, и когда немцы перешли в контратаку, то, потеряв по 40 человек убитыми и ранеными, вынуждены были откатиться». Восемьдесят лет назад, 2 февраля 1944-го, приказом по корпусу офицер награждён орденом Отечественной войны второй степени.

Последнее ранение

- Третий боевой орден, Александра Невского, Сергей Арустамов получил за бои осени 1944-го по освобождению Чехословакии, - продолжает краевед. - К тому времени его наградили и медалью «За оборону Кавказа». К боям за освобождение Европы он командовал тогда той же ротой в том же полку и корпусе, но входили они уже в состав 1-й гвардейской армии. Тогда лично из автомата и ручными гранатами уничтожил несколько десятков фашистов, был ранен - в предпоследний раз…

И вновь наградной лист: «В наступательных боях полка с 20 сентября 1944 года на населённые пункты Каленов и Боров, высоты 474, 450 и 438 проявил мужество и отвагу. Роте товарища Арустамова была поставлена задача обойти населённый пункт Боров и перерезать шоссейную дорогу, ведущую в Медзилборце. Задача ротой была успешно выполнена и сковала дейст­вия противника, позволив основным силам полка вести успешное наступление на Боров. В боях за высоту 438 после многократных контр­атак противника, преодолевая его упорное сопротивление, товарищ Арустамов со своей ротой первым ворвался на высоту. При этом ротой было уничтожено до полусотни солдат и офицеров противника. Товарищ Арустамов, будучи ранен, продолжал руководить ротой, показывая личный пример мужества и храбрости. Лично огнём из автомата и ручными гранатами уничтожил свыше 15 гитлеровцев». Армейским приказом от 14 декабря 1944-го гвардии капитан награждён орденом Александра Невского.

Увы, эта награда стала для офицера из Нагорного Карабаха, освободителя Крыма последней, лишь полгода он не дошагал до победы. В одном из боёв 20 декабря 1944-го снова был ранен, тяжело в голову, врачи 588-го полевого передвижного госпиталя ничего сделать не смогли - спустя четыре дня героя войны не стало. Его похоронили в одиночной могиле №13 на городском кладбище в чехословацком городке Гуменне.

Сейчас это Словакия, захоронение к счастью, сохранилось. По данным посольства Российской Федерации в Словацкой Республике, на городском кладбище Гуменне, находится 131 воинское захоронение - 109 одиночных и 22 братские могилы, в которых похоронены 170 солдат и офицеров Красной Армии, разных национальностей, жителей Советского Союза. Имена  155 человек известны. Площадь военно-мемориального кладбища - 30х42 метра, а в центре возвышается курган - надгробный памятник из бутового камня с монументальной колонной на южной стороне, его создали в 1945-м по проекту капитана Князева, увы, имя - неизвестно. С четырёх сторон памятника надписи на русском и словацком языках: «Слава Красной Армии - освободительнице Чехословакии от ярма немецко-фашистских оккупантов», 29 июня 1945», «Нашим освободителям, мужественным воинам Красной Армии, освободителям города Гуменне», «Слава героям Великой Отечественной войны, слава русскому оружию». Мемориал - памятник культуры, охраняемый государством.

Наверное, там похоронены и иные освободители нашего полуострова, однополчане Сергея Арустамова. Светлая память павшим. Просто не забываем, земляки.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.