Баталист, не любивший войну

29 Январь 2024 1379
Николай Самокиш и его плакат «Враг будет разбит». «Красный Крым», 1941 год. Фотоколлаж автора.
Николай Самокиш и его плакат «Враг будет разбит». «Красный Крым», 1941 год. Фотоколлаж автора.

В сохранившихся номерах «Красного Крыма», довоенных, военных, его иллюстрации, его слова… Любимые кони в номере 1935-го к юбилею Советской власти в Крыму, и искренняя уверенность в 1941-м «в нашей Победе». Он не дожил до освобождения полуострова, ставшего родным, но всем мужеством, талантом, верой старался приблизить миг свободы. Баталист, писавший войну, людей в ней, с натуры, на фронте, но так не любивший её, сражения, гибель. Это было ненавистно нашему земляку, действительному члену Императорской Академии художеств, обладателю её пяти серебряных, двух малых и большой золотых медалей; серебряной медали Всемирной выставки в Париже; лауреа­ту первой премии графа Сергея Строганова и Сталинской премии, заслуженному деятелю искусств РСФСР, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени Николаю Самокишу. Его не стало в войну, 18 января 1944-го, в Симферополе. На Старом кладбище, Первом гражданском, за Центральным рынком, у храма Всех Святых - каменный надмогильный крест с табличкой в виде развёрнутого свитка бумаги…

По рассказам и с натуры

Возможно, Николай, родившийся 13 октября (по старому стилю) 1860-го, - первенец (в семье выжило пятеро детей) нежинского почтальона Семёна Захариевича и домохозяйки Марии Дмитриевны. Детство мальчика прошло в деревне у дедушки по маминой линии, Дмитрия Ивановича Сенина. Он - казак, участник сражений с турками, потому на стенах в доме висели лубочные картинки, эпизоды русско-турецкой, 1828-1829-го, и Крымской, 1854-1855-го, войн. Рисунки поразили маленького Николку, слушая дедушкины рассказы, мечтал оживить слова и образы на бумаге. Когда пришла пора поступать в гимназию, родители забрали в город, но желание творить у паренька усилилось. В Госархиве республики сохранилась автобиография художника: «Любимым моим занятием в детские годы было рассматривание картинок в журналах, которые получались по почте и которые отец разносил подписчикам. Я был в восхищении от этих картинок, и у меня было страстное желание сделать нечто подобное.

Я стал рисовать. Особенно меня занимали картинки из франко-прусской войны 1870 года. Вот начало моему призванию быть баталистом». Азам рисования обучал преподаватель гимназии Роман Карлович Цыбульский, потом Николай стал вольнослушателем в батальном классе профессора Богдана Павловича Виллевальд в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, а через год - студентом класса, попутно учась у портретиста Павла Петровича Чистякова и живописца Валерия Ивановича Якоби. И первые награды: золотые медали за картины «Возвращение войск на Родину», «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» и «Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля под Аустерлицем».

И поездкой в Европу поощрили: стажировка у известного французского баталиста Эдуарда Детайля, исторические места, музеи… Там и любовь нашёл, такую же талантливую Елену Судковскую (Бенард), вдову академика живописи морских видов Руфина Гавриловича Судковского. Елена Петровна писала акварелью, а Николай Семёнович - разными материалами, вместе создали, к примеру, панно об истории железной дороги для зала Царскосельского (Витебского) вокзала в Санкт-Петербурге, иллюстрации для издания «Мёртвых душ» Николая Васильевича Гоголя. Наш земляк любил делать рисунки к книгам: около полутысячи создал к изданию «2300 миль на яхте «Тамара», описывающему путешествие в Индию великих князей. Оформил четырёхтомник «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», альбом, посвящённый коронации Николая Второго, многотомник «Столетие военного министерства» и «Севастополь и его славное прошлое»…

Там изображения захвативших его в детстве батальных сцен, первая вражеская бомбардировка Севастополя в Крымскую войну, портреты солдат и офицеров, руководителей обороны Владимира Алексеевича Корнилова, Павла Степановича Нахимова, инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена, траншеи и бастионы, Инкерманское сражение, бой на Малаховом кургане, штурм и оборона… Те рисунки Николай Самокиш писал по воспоминаниям очевидцев, как и картины кавказских войн - не заштриховывал ужасы и боль сражений, трагедии людей, показывал правдиво и искренне. Но писать былое, в мастерской, спокойно, хоть и переживая мысленно, всё же легче, а вот с натуры, когда вокруг битва, когда погибают ещё миг назад разговаривавшие с тобой, улыбавшиеся… Сложнее во сто крат, однако именно такое выбрал в 1904-м баталист Николай Самокиш, военным корреспондентом-художником журнала «Нива» уехав на Дальний Восток, на русско-японскую войну. Он, уже академик живописи за картину «Табун орловских рысистых маток на водопое», известный, маститый, мог и не ехать, но иначе бы себя перестал уважать - казачий внук.

А ещё переживал, что на той войне погиб баталист, живописец Василий Васильевич Верещагин, которого очень уважал и как человека, и как художника. Стал в батальной живописи работать за двоих - вскоре Николая Семёновича назвали летописцем русской сухопутной армии (флота был Иван Константинович Айвазовский). После поездки на фронт вышла книга-альбом «Война 1904-1905. Из дневника художника» и несколько картин, написанных уже в студии, но на основе полевых зарисовок и переживаний. Добавились и студийные работы иных сражений, вновь Крымская война, русско-турецкие, Отечественная 1812-го - воплощал воспоминания дедушкиных рассказов. Вновь на фронт он, уже руководитель батальной мастерской Академии художеств, отправился в 1914-м с «художественным отрядом» из пяти учеников, чтобы учились писать войну с натуры, понимали, как дорога жизнь и Родина. Несколько сотен работ Николая Самокиша и его учеников вошли в сборник «Великая война в образах и картинах». Многие считают, что отчасти из-за картин баталиста о Великой войне (Первая мировая) и Отечест­венной 1812-го родилось название Великая Отечественная. И пат­риотичные, победные плакаты о ней, начавшейся в 1941-м, художник тоже писал и в нашей газете, «Красном Крыму», они публиковались. Последняя ненавистная война в его судьбе.

Крым - навсегда

Крым Николай Самокиш открыл в свою предпоследнюю ненавистную войну - Гражданскую, весной 1918-го приехав в Евпаторию: врачи посоветовали сменить питерский климат из-за острого ревматизма, полученного в Первую мировую. Приехал ещё в большевистскую Респуб­лику Таврида, безоговорочно приняв Октябрьскую революцию (а вот жена не смогла, эмигрировала Елена Петровна в Париж, там и ушла сто лет назад, в 1924-м). В Евпатории художник пережил Гражданскую, писал картины, помогал большевикам создавать дворец искусств (ныне Краеведческий музей) и пытался выжить при белогвардейцах. Когда Советская власть окончательно победила, перебрался в Симферополь, помогал обустраивать армейские клубы, создавать боевые знамёна, просвещал и очень много писал картин о боевых делах молодой армии страны. Незадолго до Великой Отечест­венной за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (в 1920-м) получил Сталинскую премию. Передал потом её часть в фонд обороны, а ещё часть успел отдать до войны - ученикам художест­венного училища, что носило его имя. Училище создано официально в 1935-м, вначале как «студия академика Н. С. Самокиша», а до этого почти десятилетие баталист просто во дворе своего дома на улице Кооперативной, 30 (с 1940-го и ныне - Самокиша, 32), учил ребят рисовать. Перед Великой Оте­чественной учился там и Олег Алексеевич Савватеев, юный подпольщик Олежка-Соколик из театральной группы «Сокол». Отважный мальчуган как-то совершил ребяческий поступок, грозивший группе провалом: со всей ненавистью «подрисовал» портрет Адольфа Гитлера в фойе театра. Руководителя «Сокола» Николая Андреевича Барышева, теат­рального художника, в городе тогда не было. Мальчик готов уже был признаться фашистам, чтобы отвести подозрение от товарищей, но актриса-подпольщица Александра Фёдоровна Перегонец обратилась к Николаю Самокишу. Он спас и ученика, и группу - восстановил портрет. Нам даже сложно представить, с каким чувством выписал тогда образ главного фашиста… Но всё же с неугасимой верой, что воплотил и в самом начале войны в плакате «Враг будет разбит. Победа будет за нами», и в интервью тогда нашим коллегам: «Мне 81 год. Несмот­ря на преклонный возраст, я в эти дни войны с наглым врагом работаю ещё больше, чем раньше. Я отдам все свои силы, чтобы оказать своим искусством всемерную помощь доблестной Красной Армии и советскому народу-богатырю в борьбе с зазнавшимся врагом, в достижении полной победы над ним. Уверен, что так поступает сейчас каждый гражданин нашей страны. Глубоко возмущённый подлым и коварным нападением врага, я уверен в нашей победе»…

Николай Самокиш, ушедший 80 лет назад, ненавидел войну, хотя всю жизнь писал её, по рассказам и с натуры, - для истории, чтобы помнили и не повторяли. Он твёрдо знал, что его Отечество - Империя ли, Союз, Федерация - Россия всегда будет победителем, сражаясь за правое дело. И на картинах он всегда писал соотечественников-победителей.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.