В каких случаях банки блокируют счёт

25 Январь 2024 2034
Операции по счёту могут блокировать для защиты денег от мошенников.
Операции по счёту могут блокировать для защиты денег от мошенников. Фото Анны Кадниковой.

Блокировка банковского счёта - страшный сон любого предпринимателя. Если это происходит, то вся финансовая деятельность фирмы буквально парализуется. И если не знать, как поступать в подобной ситуации, то бизнесу может быть нанесён внушительный ущерб.

По данным Центрального Банка России, подобные ситуации чаще всего возникают, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает антиотмывочное или налоговое законодательство.

Банки обязаны выявлять подозрительные операции по закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (Федеральный закон №115-ФЗ). Они действуют на основании собственных правил внутреннего контроля и оценивают уровень риска каждого клиента. Это может быть низкий, средний и высокий уровень риска («зелёный», «жёлтый» и «красный» уровни). В зависимости от того, к какой группе относится клиент, банк выстраивает свои отношения с ним.

Для того чтобы снизить риск попадания в «красную зону», необходимо своевременно информировать банк и налоговую, если меняются сведения, внесённые в ЕГРЮЛ, и ЕГРИП и проверять актуальность записей в этих базах. Также стоит подробно и внимательно заполнять платёжные документы, оперативно представлять документы по запросу банка. Кроме этого, рекомендуется не дробить бизнес на много разных фирм, минимизировать расходы наличными и не снимать их в большом объёме. Проверяйте самостоя­тельно контрагентов. Ведите мониторинг поступающей корреспонденции, вовремя представляйте отчётность и платите налоги.

Чтобы узнать, по какой причине банк ввёл те или иные ограничения, следует обратиться в кредитную организацию.

Отказ в проведении операции или в заключении договора банковского счёта можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Банк рассматривает их в течение 7 рабочих дней. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия решения банком, обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (МВК). Её решения обязательны для исполнения кредитными организациями.

Банк России, исходя из собст­венных аналитических данных, также оценивает уровень риска банковских клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью специального сервиса - платформы «Знай своего клиента» - он доводит эту информацию до всех кредитных организаций. Банки могут использовать такие сведения при оценке уровня риска предпринимателя, но решение они принимают самостоятельно. Если высокий уровень риска присвоен и банком, и Банком России, то операции по счёту такого клиента прекращаются. Банк должен в течение 5 дней проинформировать его об этом.

Заявления в МВК подаются через интернет-приёмную на сайте Банка России или по почте.

В этом случае клиент также имеет право оспорить применённые к нему меры. Обращаться следует сразу в МВК. Это можно сделать в течение 6 месяцев, после того как получено сообщение о применении мер.

Операции по счёту могут быть также ограничены, потому что клиент нарушает Налоговый кодекс или приказы ФНС - например, в срок не представляет налоговую отчётность. Решение налоговой о приостановлении операций по счёту направляется как в банк, так и налогоплательщику. Уточнить причину приостановки операции можно как в банке, так и в налоговой. Затем следует устранить нарушение - подать декларацию, уплатить налоги и подать в ФНС документы, подтверждающие это.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.