Карточные домики демократий
Самой громкой и, возможно, самой бессмысленной темой недели стали публичные дебаты 45-го президента США с 46-м. Львиную долю времени престарелые медиа-гладиаторы Дональд Трамп и Джо Байден потратили на взаимные обвинения и личные оскорбления. Хотя в американской шоу-политике подобные мероприятия невероятно важны, зрелище точно не стоило того, чтобы вставать в 3 часа утра (по московскому времени) ради возможности смотреть трансляцию в оригинале.
Оба хуже
«Обсуждать дебаты как серьёзное событие особого смысла не имеет. Очевидно, что это было не столкновение идей, не конфликт программ развития, это вообще были не дебаты. Трамп полтора часа закатывал в асфальт Байдена, которого с выборов нужно было бы снять не только для достижения результата демократами, а ещё и из этических соображений, потому что такое издевательство над немощным и неадекватным человеком в прямом эфире не вписывается ни в какие нормы. Кажется, что Байдена заменят... Потому что если этого не произойдёт, то может сложиться ощущение, что Джо выдвигали именно для того, чтобы он проиграл, - считает доктор политических наук, профессор, декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян. - Если демократы и будут менять Байдена, то это вряд ли будет кто-то из партии. Стоит Байдену снять кандидатуру, как потенциальных партийцев будет такое количество, что за пару месяцев до выборов это вызовет раскол. Выставить Трампа коррумпированным и аморальным на дебатах не получилось, потому что Байден в этой категории оказался абсолютным чемпионом».
Разгром «Сонного Джо» признал даже известный своей преданностью идеалам Демократической партии телеканал CNN.
«Мистер Байден уже не тот человек, каким был четыре года назад. И величайшая услуга, которую мистер Байден может сейчас оказать стране, - это объявить, что он не будет продолжать движение к переизбранию, поскольку сегодня он вовлечён в безрассудную авантюру», - сделала горькое признание не менее демократическая The New York Times.
Судя по упадническим публикациям в «пробайденовских» американских медиа, версия, что «Сонного Джо» могли попросту подставить, безусловно, имеет право на жизнь.
Но что это для нас меняет?
От того, доживёт ли Байден до выборов, от того, не убьют ли Трампа до выборов, внешнеполитический курс США радикально не изменится. Рассуждать о том, кто был бы для нас «лучше» или «хуже» можно до бесконечности, но это непродуктивно.
Почти то же самое можно сказать и о европейских выборах. Наблюдать интересно, но толку для нас от очевидного роста популярности тамошних «правых», мягко говоря, немного.
«Урсулу фон дер Ляйен, видимо, повторно утвердят на посту главы Европейской комиссии. Португалец Антониу Кошта станет главой Европейского Совета, а Кая Каллас, премьер-министр Эстонии - верховным представителем Европейского Союза. Соглашение было дос-
тигнуто в ходе видеоконференции между шестью переговорщиками «большинства Урсулы»: премьер-министром Польши Дональдом Туском и премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом (представляющими ЕНП), премьер-министром Испании Педро Санчесом и канцлером ФРГ Олафом Шольцем (Социалисты), президентом Франции Эммануэлем Макроном и уходящим премьер-министром Нидерландов Марком Рютте - со стороны либералов. «Назначенцы» также представляют эти силы, по одному на партию. У правых - ни участия в переговорах, ни портфелей, несмотря на колоссальный рост голосов, - констатирует Генри Сардарян. - Европа - родина принципа верховенства права, однако при формировании власти в ЕС о нём не помнят. 4 из 6 представителей, принимающих решение о том, кто войдёт в состав Еврокомиссии - проигравшие на выборах в Европарламент. Объединение европейского континента, обладание ресурсной базой и единой промышленностью не сулит ничего хорошего России. Чтобы не допустить прямого военного конфликта, нам необходимо ослабить ЕС».
После «разрядок» и «перезагрузок»
В пятницу на совещании с постоянными членами Совета Безопасности президент России Владимир Путин обсудил вопрос о дальнейших шагах Российской Федерации в отношении одностороннего моратория на развёртывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования.
«Как известно, несколько лет назад Соединённые Штаты под надуманным предлогом вышли из этого договора и объявили о том, что они будут такие ракетные системы производить. Мы в 2019 году объявили о том, что мы не будем их производить, эти ракеты, и не будем их размещать до тех пор, пока Соединённые Штаты не будут размещать эти системы в каком-то из регионов мира. Сегодня известно, что США не только производят эти ракетные системы, но уже привозили их в Европу на учения, в Данию. Совсем недавно было объявлено, что они находятся на Филиппинах. Неизвестно при этом, вывезли они оттуда эти ракеты или нет. В любом случае нам нужно на это реагировать и принять решения о том, что мы должны будем делать по этому направлению дальше. Судя по всему, нам нужно начать производство этих ударных систем и затем, исходя из реально складывающейся ситуации, принимать решения о том, где - если это потребуется для обеспечения нашей безопасности - их размещать», - сказал Владимир Путин.
США не выполняли условий ни одного договора о разоружении, от которых отказались. И это при том, что условия этих договоров зачастую диктовались ими же. Любые жесты доброй воли наш западный противник воспринимает как слабость. А вот язык силы ему близок и понятен. Но, к счастью, со времён Горбачёва-Ельцина многое изменилось. Мы больше не так наивны. И это гораздо важнее любого американского шоу.
«Надо отметить, что, в отличие от США, Россия, несмотря на действовавший договор, сохраняла серьёзные компетенции в части ряда пограничных систем, включая оперативно-тактические ракетные комплексы, подвижные грунтовые ракетные комплексы с межконтинентальными ракетами, многоцелевые шасси повышенной проходимости и другие, что облегчает задачу оперативного воссоздания соответствующего арсенала при необходимости, - считает научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник. - Наиболее логичным представляется скорое появление очередных модификаций квазибаллистических ракет 9М723 комплекса «Искандер», массогабаритные характеристики которых, по мнению специалистов, позволяют создать на этой основе ракету с дальностью, значительно превышающей 500 км. Практически не вызывает вопросов судьба крылатых ракет наземного базирования, где уже с полным правом в качестве ответной меры можно будет прописать в составе «Искандер-К» морской «Калибр» с его дальностью, превышающей 2,5 тыс. км у ядерного варианта этой ракеты. Скорее всего, на земле она получит следующий армейский индекс вслед за имеющимися 9М728 и 9М729. Более интересным представляется вопрос относительно возможного появления ракетного комплекса средней (повышенной) дальности, который стал бы современным преемником сокращённых в своё время по Договору РСМД ракетных комплексов 15П645/РСД-10 «Пионер», широко известных под натовским индексом SS-20 Saber. В начале 2010-х в России сообщалось о разработке перспективного комплекса РС-26 «Рубеж» с лёгкой межконтинентальной ракетой дальностью до 6 тыс. км. Этот комплекс вызвал определённое беспокойство в США, увидевших в его разработке потенциальное нарушение Договора РСМД, напомним, запрещавшего создание ракет в диапазоне 500-5000 км. В 2018 году было объявлено об исключении «Рубежа» из госпрограммы вооружений, но в новых политических обстоятельствах эта ракета может получить второй шанс уже в качестве системы «промежуточной» дальности - в принятой на Западе терминологии в эту категорию выделяются ракеты средней дальности верхнего уровня в диапазоне 3000-5500 км. Политический смысл подобной ракеты в текущих условиях предельно ясен: в ситуации нарастающей конфронтации с блоком НАТО группировка ракет средней дальности, способная поражать цели на Европейском континенте без отвлечения на это ресурсов стратегических ядерных сил, становится крайне востребованной и необходимой прежде всего в роли «ружья на стене», чтобы сдерживать излишне резкие движения со стороны особо ретивых западных политиков».
По мнению Крамника, быстро компенсировать создание этих систем собственными аналогами на Западе, скорее всего, не получится. «История разработки в США новых комплексов наземного базирования под КР «Томагавк» говорит скорее о деградации компетенций в этой сфере: огромные тягачи, неспособные двигаться вне дорог с хорошим твёрдым покрытием и требующие отдельных ухищрений при переброске воздухом, выглядят явным шагом назад по сравнению с созданным в пору холодной войны компактным и мобильным комплексом BGM-109G Gryphon, сделанным ровно под те же «Томагавки». То, что, кроме «Томагавка» (неядерного), в этом диапазоне дальности США сегодня и в ближайшее время предъявить будет нечего, вопрос отдельный», - отметил эксперт.
А о том, что в области гиперзвуковых средств поражения США отстают от нас на пару десятилетий, пишет американская же пресса. Но это - не повод расслабляться.