Гражданский подвиг советских музейщиков

В год 80-летия Великой Победы над фашизмом мы вспоминаем не только тех, кто на передовой насмерть стоял, защищая Родину, кто ковал победу в тылу за заводскими станками, выращивал хлеб, рыл окопы, но и о тех, кто спасал в тяжелейших условиях нашу культурную цивилизацию, культурный код Советской России. Благодаря героизму мирных мужественных людей, сохранено величайшее наследие культурное, духовное, сакральное.
Далеко не все посетители вошедшего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», в Севастополе, задумываются о том, как и благодаря кому его бесценное богатство не было полностью разграблено немецко-фашистскими оккупантами. Героическая эпопея спасения достояния России и мировой цивилизации навсегда вошла в анналы истории.
В первые же часы войны, когда Херсонес, как и весь Севастополь, испытал ужасы военных действий, встал вопрос о неизбежности эвакуации музейных экспонатов. Сотрудники бережно и надёжно упаковали античные скульптуры и керамику, архивные документы. В 108 ящиках оказалось 8 тонн. Несмотря на то, что по разнарядке на теплоходе «Волга» разрешили вывезти 3,5 тонны культурного груза, погрузили всё. 18 сентября 1941 года в трюмах бывшего испанского пассажирского лайнера «Хуан Себастьян Элькано», оставшегося в СССР после Гражданской войны в Испании, и вошедшего в состав Черноморского пароходства с новым названием - «Волга», оказалось 11298 артефактов. Сопровождать их поручили сотруднику музея Станиславу Францевичу Стржелецкому.
Все понимали, какую огромную опасность представляли для лайнера электромагнитные и акустические мины, которыми немцы забросали Севастопольскую бухту. Риск был настолько велик, что отправляться в путь не решались до приезда в город ведущих отечественных физиков Игоря Курчатова и Анатолия Александрова. Будущие «отцы» советской ядерной бомбы разработали надёжную систему размагничивания корабля. После этого опытные лоцманы благополучно вышли
из гавани и доставили ценнейший груз до грузинского порта Поти. Дальше - по железной дороге в Тбилиси, Баку, к берегу Каспийского моря.
Свои страдания, тяготы, сопровождавший груз севастополец, преодолевший за 105 дней почти 6 тысяч километров по территории пяти союзных республик - РСФСР, Грузии, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, подробно описал в дневниковых записях. Конечным пунктом был Свердловск. Коллекцию крымского музея разместили в печально известном доме Ипатьева, где в 1918 году была расстреляна царская семья, а в 1941-м располагался Музей революции. По соседству оказались экспонаты Эрмитажа и Оружейной палаты.
В Херсонес ценности вернулись в декабре 1944 года.
А на херсонесской земле оставались крупные архитектурные детали. Часть их была украдена или сломана оккупантами. Так, например, шесть колонн знаменитой Базилики были пробиты пулями, а седьмая рухнула и разбилась, когда немецкий солдат для развлечения бросил гранату на массивную мраморную плиту пола храмового сооружения. После войны, к счастью, удалось восстановить величественную византийскую архитектуру в том виде, какой она была до оккупации.
О чёрных страницах истории напоминают спасённые и дополненные музейные архивы, в которых есть фотографии, переданные немецким солдатом-водителем Артуром Соубустой, дважды приезжавшим туристом в 90-е годы в Херсонес. Он свидетельствовал, что во время оккупации Владимирский собор был превращён в мастерскую для ремонта военной техники.
Есть и воспоминания о бесчинствах оккупантов единственного остававшегося здесь научного сотрудника музея Александра Тахтая. Поэтесса, «голос блокадного Ленинграда», Ольга Берггольц в 1946 году, по горячим следам, написала очерк, в котором рассказала, как учёный прятал от немецких солдат музейные ценности, в том числе и те, что предназначались «покорителю Крыма» барону фон Манштейну. Ящика с ними недосчитались среди нескольких, приготовленных для отправки в Германию. Благодаря отваге Тахтая надёжно упрятанный, он остался на севастопольской земле. От очевидцев Берггольц узнала, как учёный бесстрашно убеждал рассовывающих по карманам драгоценные греческие терракоты, сосуды, царапающих на амфорах свастику, разводивших на древних мраморных плитах варварские костры оккупантов: «Это нельзя. Это принадлежит прошлому. Это достояние человечества. Это не ваше». И солдат так изумлялся тому, что слабый, очень старый, морщинистый и седобородый старичок отнимает вещицу у него, вооружённого здоровяка, которому достаточно только дунуть, чтоб старичок покатился с ног, что, хохоча и изумляясь, отдавал украденную безделушку».
Кажущееся сейчас фантастикой тогда было смертельной опасностью для патриота. По его списку узнали потом, какие ценности захватили фашисты, с точным указанием причастных к хищению войсковых частей.
В своих отчётах Тахтай написал: «Всё, что я делал в Херсонесе, работая с немцами, не для них, а для Херсонеса, эта работа была вызвана моим глубоким, ни на минуту не поколебленным убеждением в скоропреходящести немецкого владычества и в неминуемости воссоединения Херсонеса с Великой Советской «Большой Землёй» и естественно вытекающим отсюда стремлением начать восстановление музея заблаговременно, не ожидая твердожданного момента освобождения».
С героями того времени знакомят документальные фильмы, среди которых представленные на крымских кинофестивалях - «Стржелецкий - хранитель сокровищ Херсонеса», «Степан Щеколдин, человек, спасший Воронцовский дворец». Поистине никто не забыт, ничто не забыто.
Выставка артефактов из уникальной коллекции Севастопольского музея-заповедника «Восточный эшелон. История спасения коллекции древнего Херсонеса» экспонируется в Екатеринбурге в выставочном пространстве «Наука в большом городе» с 24 апреля по 2 сентября. Фотографии и артефакты переносят посетителей на несколько десятилетий назад, свидетельствуют о преступлениях фашистов и о героизме советских музейщиков. Подсчитано, что до сих пор более 14 тысяч экспонатов Херсонесского музея числятся пропавшими без вести. Общий ущерб, нанесённый оккупантами движимому и недвижимому имуществу -
7 миллионов 748 тысяч рублей.
Кое-что земля Херсонеса возвращает археологам. На раскопках 2024 года были найдены артефакты, которые немецкие оккупанты использовали как строительный материал для заградительной стенки. Более 200 предметов с фондовыми номерами вернулись в музейную коллекцию.
Гражданский подвиг совершили сотрудники и других российских музеев, спасая их бесценные сокровища.
От современных варваров музейные ценности спасают наши бойцы СВО, а сохраняют их российские музейщики. Около девяти тысяч картин из коллекции Херсонского художественного музея принял Центральный музей Тавриды. На Крымский полуостров вывезены также экспонаты Каховского исторического музея, часть собрания научной библиотеки.
Реставраторы Русского музея восстановили картины, пострадавшие при ракетном ударе ВСУ по Таганрогу. Впервые после Великой Отечественной войны специалисты столкнулись со столь масштабным повреждением полотен. В создании Таганрогского художественного музея непосредственное участие принимал Антон Павлович Чехов. Открытый в конце XIX века, он славился коллекцией выдающихся русских художников рубежа XIX-ХХ веков. К величайшему сожалению, более всего пострадала именно она - «Золотые имена Серебряного века». Но питерские реставраторы поработали на славу. В этом убедились посетители выставки «Спасённые шедевры. Русский музей - Таганрогу» в Мраморном дворце Русского музея, где представлены 22 восстановленных полотна, среди которых картины Коровина, Серебряковой, Рериха, Жуковского, Серова, Борисова-Мусатова, Яблонской.
Кропотливую работу специалистов директор Русского музея Алла Манилова назвала «военно-полевой хирургией в искусстве».
Победный юбилейный год всколыхнул воспоминания о героическом былом и провёл параллели с подхватившей эстафету мужества современностью.