Илья Резник: В Крыму легко дышится и пишется
Советский, российский поэт, киноактёр, сценарист, народный артист Российской Федерации, народный артист Украины, почётный член Российской академии художеств четыре года назад обосновался в солнечной Ялте и недавно получил звание почётного гражданина солнечного города. И новое звание ему, солнечному по жизни и творчеству, очень идёт. А ещё ему очень идёт быть знаменитым. Потому что это не меняет его врождённой сущности: оставаться человеком открытым, встречать улыбкой и знакомых, и незнакомых, мгновенно располагая к себе.
Созданная им в Москве «Маленькая страна» (детский музыкальный театр) приросла новыми «территориями» - ялтинской и севастопольской. И на этом, уже большом пространстве, взращиваются юные таланты. Не только со знанием дела, но и с любовью и уважением к чутким детским душам, готовым к сотворчеству. И выходят они на сцену вместе с мэтром раскованно и свободно, покоряя зрителей и непосредственностью, и мастерством.
- Наша с Ирой (супруга Ильи Рахмиэлевича. - Л. О.) огромная радость - «Маленькая страна». В которой я талантливый худрук, а Ира - гениальный директор. Мы - один большой живой организм, развивающийся, растущий, стремящийся к совершенству. На моём юбилее в Москве самой большой радостью было видеть артистов всех трёх театров на большой сцене. И для ста юных наших воспитанников и друзей это было праздником. Я их всех очень люблю.
- Что изменилось в жизни Ильи Резника, ставшего крымчанином?
- Ялта внесла новые краски в жизнь. Ялту очень люблю, пишу стихи о ней, частенько на лавочке возле храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде, где на 80-м году жизни меня крестил по благословению патриарха Кирилла настоятель этого храма, тогда протоиерей Николай Доненко, теперь епископ Нестор. Потрясающий человек, мудрый, просвещённый духовник, к которому можно прийти с любыми вопросами и получить ответ на самые сложные и животрепещущие. Он же через год нас с Ирой обвенчал, после двадцати лет нашей совместной жизни.
- Значит ли это, что здесь пришли к православной вере?
- Нет, намного раньше. Ещё патриарх Алексий II благословлял мои поэтические молитвы. Теперь пишу их с благословения святейшего патриарха Кирилла и при поддержке владыки Нестора. Издано четыре тома духовной поэзии. Первый - «Сначала было Слово» с переложенными на стихи молитвами. Второй - «Сотворение мира» - поэтическое переосмысление Ветхого Завета и евангельской истории, есть в нём и духовные стихи, и философские, исповедальные размышления. Третий - «Жития святых», четвёртый - «Притчи». У меня прекрасный редактор - член-корреспондент Академии русской словесности Ольга Климашевская. Недавно вышел наш новый совместный труд «Святые воины и защитники Земли Русской», с изложенными в стихотворной форме избранными молитвами и житиями святых. Проиллюстрировал талантливый художник Иван Жеребцов. Генерал армии Владимир Проничев помог выпустить книгу в издательском доме «Граница» солидным тиражом в 20 тысяч. Практически всё отправлено на передовую, тем, кто стоит насмерть за наше Отечество.
- У вас сложилась своя издательская команда?
- Да. И очень надёжная. Мы уже подготовили первый из четырёх томов «Истории государства Российского» в стихах. Большой период от первого князя, преемника Рюрика, вещего Олега до создателей народного ополчения в 1612 году Минина и Пожарского. Второй том будет охватывать время от первого императора всероссийского Петра I до Николая I. Третий - до последнего императора Страстотерпца Николая II.
- Вам, наверное, часто задают вопрос, где можно всё это приобрести?
- Задают. И я отвечаю, что мои книги не для продажи. Они для воцерковлённых и светлых духом людей. Передаём издания в монастыри, в храмы, в интернаты и приюты. Дарим на творческих встречах.
- На ваши стихи писали музыку выдающиеся композиторы - Максим Дунаевский, Эдуард Ханок, Евгений Мартынов, Ирина Грибулина, а с Раймондом Паулсом, как вы оба признавались, дружеские отношения. Они продолжаются?
- И общаемся, и пишем новые песни. Во время пандемии написали посвящение медикам, отдавшим жизни, спасая пациентов, «Ты прости». Раймонд Паулс - очень честный и смелый человек. Одно только его заявление, что советская Латвия была богатой страной и в ней все жили счастливо, а теперь его родина бедная и несчастная, чего стоит, и какие последствия для него могут быть. Но он не умеет кривить душой.
- Знаю, что вам задают вопрос и о нынешнем отношении к Алле Пугачёвой, для которой вы написали более 70 песен. Вам неприятна эта тема?
- Я от ответа не ухожу. Двадцать лет совместного творчества не вычеркнуть, не забыть. Под моим влиянием она написала музыку на несколько моих стихов. Талантливый человек, что там говорить. Сейчас пути наши разошлись по вполне понятным причинам. Если люди имеют разные суждения о происходящем, если их мнения о самом важном в жизни не совпадают, им не быть вместе. Мы с ней апрельские. В прошлом году она позвонила на мой день рождения, как будет в этом - не знаю. А я уж точно поздравлю её 15 апреля с 75-летием. Не хочу за неё говорить, но думаю, она переживает. Могла бы уйти великой русской певицей.
- С кем сейчас плотно сотрудничаете?
- На своё счастье познакомился с талантливым севастопольским композитором Александром Батраком. Мы с ним пишем гимны, среди которых Севастопольской школе искусств, Президентской академии народного хозяйства, храму в Нижней Ореанде, престижной премии «Хрустальный компас». Недавно была премьера реквиема «Любимые не умирают». Со словами, идущими из сердца: «Ушли на миг, а не навеки /России верные сыны». Наши бойцы - герои. И гибель каждого отдаётся болью в сердце. Песней «Скупимся на любовь» обращаемся ко всем быть щедрыми на это великое чувство, которое способно не только поддержать, но и спасти.
- Вы как-то сказали, что категорически против определения «поэт-песенник». Почему?
- Не то, чтобы категорически, а смотря о ком идёт речь. У меня 45 солидных поэтических книг. Двести сонетов в томе в 400 с лишним страниц. В «Избранном» - почти 500 страниц. А если тексты песен издать - будет тоненькая книжечка. Назвать Колю Добронравова песенником - это некрасиво. Потому что он большой поэт. И Александра Шаганова песенником называют, а он поэт большой, настоящий. Поэтому и тексты песен у них настоящие. И смысл в них, и душа. Песню на слова Шаганова и музыку Игоря Матвиенко «Конь» многие принимают за народную, и это тоже критерий. Обсуждать коллег неэтично, я этого избегаю. Но о хорошем можно высказаться. Вот появился Шаман - Ярослав Дронов, стихи пишет и музыку, сам исполняет. Есть у него пронзительные песни. Но воспроизвести их другим сложно. Время покажет, насколько они живучи. Нашей с Игорем Цветковым «Золушке» 55 лет, а она свежо звучит в репертуаре молодых исполнительниц.
- Что, по-вашему, отличает тексты песен от стихов?
- Гениальная простота. Поэтому настоящих песенников - единицы, а поэтов - тысячи. А кто их знает? Ярослав Смеляков - поэт прекрасный!
А большинство знает его по песням «Хорошая девочка Лида», «Если я заболею». Также и с Михаилом Светловым. Андрея Вознесенского разве можно песенником назвать? А назовут не его «Озу» а «Миллион алых роз», «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Плачет девочка в автомате». И Евгения Евтушенко многие вспомнят по песням замечательным, среди которых на музыку Паулса мольба «Дай Бог» и просто гениальная лирическая баллада «Я люблю тебя больше природы». Они на стихи, а не на тексты. Рядом с ними разве поставишь мелкие поделки большинства нынешних авторов?
Со знаменательной жизненной датой маэстро поздравил глава Республики Крым Сергей Аксёнов и вручил ему Благодарственное письмо Владимира Путина, в котором отмечена большая работа по поддержке бойцов СВО.
«Крымская правда» присоединяется к тёплым поздравлениям в адрес поэта Ильи Резника. Мы поздравляем со славным юбилеем и желаем ему неиссякаемого творческого вдохновения.