Валерий Пендраковский: Крым - любимая земля молодости
Во время работы Валерия Пендраковского директором Ялтинской киностудии, наша газета рассказывала, как она выживает в сложные для всей культуры и для кинематографии в том числе годы. С тех пор много воды утекло. И вот - новая встреча: на всероссийском кинофестивале «Человек, познающий мир» работали вместе в жюри художественных фильмов. Конечно, и «за жизнь» поговорили.
- Валерий Юрьевич, что для вас, давно уже москвича, Крым?
- Навсегда любимая земля молодости: здесь окончил школу и институт, пережил первую влюблённость, здесь навсегда «заболел» кинематографом. Переехав в столицу, я с Крымом не расстаюсь: здесь жили родители, осталась в Ялте их квартира, так что приезжать есть куда.
- Но до Ялты вы ведь жили в Симферополе?
- Верно. На втором этаже дома на углу улиц Горького и Пушкина. Перешёл дорогу - и ты в театре имени Горького. И моё любимое занятие в школьные годы - посещение театра, сохранявшего в те годы классику театра имперского, с красным бархатом сцены, золотом кресел. На эту сцену выходила мама - ученицей выдающегося режиссёра и педагога, драматурга, теоретика и историка театра Сергея Эрнестовича Радлова. Она была первой, сыгравшей актрису Александру Перегонец, подпольщицу группы «Сокол» в годы оккупации Крыма фашистами. Но не на сцене, а в телепостановке «Укртелефильма». Пьеса «Они были актёрами» была написана и поставлена позже. А это были первые наброски по историческим фактам. Я был свидетелем расцвета театра в 60-е годы прошлого века. С нынешним художественным руководителем театра Владимиром Магаром знаком со студенческих лет, старался не пропускать ни одного его спектакля в Севастопольском драматическом театре имени Луначарского. И тогда появилось ощущение, что когда-нибудь и я окажусь в мире театра и кино. И судьба развернула в кино.
- И привела для начала на Ялтинскую киностудию? Кто вводил вас в киномир?
- Среди первых учителей был талантливый режиссёр Яков Львович Базелян, фильм которого «Тренер» о выборе пути и нравственных проблемах, с которыми сталкиваются юные спортсмены, снятый в семидесятые годы, актуален и сегодня. Работал с ним на двух картинах. Первая - «Садись рядом, Мишка», о детях в блокадном Ленинграде. Вторая - «Мой первый друг», снятая в Симферополе, сохранила навсегда атмосферу города тех лет. Играли замечательные актёры Ольга Волкова, Георгий Милляр. Рекомендую посмотреть эту картину, в ней сочетание детского и взрослого кино, как сейчас говорят - для семейного просмотра.
- Став режиссёром, и сами снимали в Симферополе?
- Полностью снята здесь лирическая драма «Два товарища» по одноимённой повести Владимира Войновича. В ней впервые появились на экране ставшие потом знаменитыми Михаил Тарабукин, Юрий Мосейчук, которые тогда были студентами второго курса Щукинского театрального училища. В эпизодах были заняты актёры Крымского русского театра Ольга Лоскутова, Валерий Юрченко и Владимир Денщиков. Герои фильма «Первокурсница» Юрия Рогозина, на котором я был продюсером, тоже «обживали» Симферополь.
- И в этой картине открыты новые звёзды?
- И не только в этой. В «Первокурснице» дебютировала в главной роли Мария Шалаева. А с моего фильма «Очень верная жена» началась известность сыгравшей главную роль Натальи Чернявской, получившей приз за дебют на международном кинофестивале в Монреале. Валерий Николаев, который тогда выходил с одной репликой на сцену в мхатовской детской сказке «Ундина», после этого фильма стал востребованной звездой. Их партнёрами были Виктор Проскурин и Ольга Остроумова.
- В каждом вашем фильме рядом с молодыми - созвездие талантов. В одном «Самоубийце» по пьесе Николая Эрдмана: Сергей Шакуров, Леонид Куравлёв, Владимир Меньшов, Ольга Волкова, Валентин Гафт. Это ваш принцип?
- Принципы - это несколько другое. Здесь просто профессиональный подбор актёров, с чего и начинается кино. Правильный выбор исполнителей - девяносто процентов успеха.
- За пять лет, когда вы были гендиректором Ялтинской киностудии, в Ялте было снято более тридцати фильмов, и денежный оборот тогда достиг 1,5 миллиона долларов в год. Это ли не пример того, что при неблагоприятных условиях можно многого добиться? Почему всё чуть ли не в одночасье рухнуло?
- Фильмы снимались потому, что у нас были российские инвесторы. Об успехах вспоминать приятно, а о том, что произошло - нет. Скажу коротко. Во времена президента Украины Виктора Ющенко к нам присылали разные надзорные ведомства, которые нарушений не находили, а основной претензией было то, что у нас российские инвесторы. Развитие киноискусства никого не волновало. Волновало то, как бы «отхватить» кусок земли под строительство домов. Инвесторы отказались в таких условиях сотрудничать, и я простился со студией и с Крымом фильмом «Полное дыхание», который здесь снял. К слову, он получил главный приз на всероссийском кинофестивале «Любить человека», исполнительница главной роли Татьяна Лютаева награждена призом на МКФ в Каире, а Наталья Егорова - за лучшую женскую роль на кинофестивалях «Созвездие» и Памяти Шукшина, специальный приз на МКФ в Омане.
- Но из кинематографа не сразу ушли: в вашей фильмографии одиннадцать картин, а заканчивается она полнометражной игровой лентой с символичным названием «Ушёл и не вернулся». Неужели не хочется снимать?
- Одно время не хотел категорически. А с кино не порвал: преподаю начинающим кинематографистам. Что касается своих фильмов, я в стадии ожидания. Есть несколько сценариев, которые хотелось бы реализовать.
- Сценарии ваши?
- И мои, из нереализованного ещё со времён учёбы и до сих пор не устаревшего. И написанные друзьями. К моему прискорбию три автора, с которыми работал много лет, покинули этот мир - Юра Рогозин, Георгий Николаев и Владислав Романов.
- Тянет всё же вернуться к кинопроизводству?
- И да, и нет. Найдёшь деньги, снимешь хорошо, и что дальше? Либо на полку, либо только на кинофестивали. Проката-то нет. Много раз отказывался от проектов на телевидении, потому что меня не устраивал сценарий, а переделывать никто не соглашался. С Первым каналом отношения закончились после третьего моего отказа. Теперь я в состоянии триггера, как говорят в моей специальности. В ожидании Годо - перемен, которые так и не наступают. Так что пока занимаюсь преподаванием. Начинал в период экономического кризиса в 1998 году на высших режиссёрских курсах при ВГИКе. Один студент из того выпуска стал очень хорошим режиссёром в Таджикистане - Умед Мирзоширинов. Об остальных ничего не могу сказать. Не знаю, насколько меня сейчас хватит. Лучше самому снимать, чем объяснять, как это делать. Тем более что не все твои ученики найдут себя в нашей непростой профессии.
- Что скажете о современном кино?
- Что из режиссёрского оно уверенно превращается в продюсерское. Хорошо бы продюсерам иметь профессиональных советчиков. Пока же они полагаются на свой вкус, который подчас изменяет, а главное для них - принесёт ли картина доход.
- Ваша супруга Анна Васильевна - кинодраматург, киновед, продюсер. Кстати, тоже была в жюри «ЧПМа» два года назад. А сын пошёл по стопам родителей?
- Алексей - историк, прозаик. Но с кино связан: по одной его повести снят короткометражный фильм «Делать нечего». Успехи сына меня радуют.
Досье
Советский и российский режиссёр, сценарист и продюсер Валерий Юрьевич Пендраковский - действительный член Киноакадемии Российской Федерации, член Гильдии кинорежиссёров Союза кинематографистов России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Кавалер ордена Дружбы, учился в симферопольской школе №1, окончил Севастопольский приборостроительный институт, а затем - режиссёрский факультет ВГИКа. С 1999-го по 2005 год возглавлял Ялтинскую киностудию - филиал киностудии им. М. Горького. Работал в киноконцерне «Мосфильм», директором кинокомпании «ПроЦентр», руководит режиссёрской мастерской во ВГИКе. Призёр международных кинофестивалей.