«Мрия» позарилась на Ай-Петри

21 Декабрь 2023 1343
Так безмятежно и пустынно выглядит плато по утрам в выходные дни зимой.
Так безмятежно и пустынно выглядит плато по утрам в выходные дни зимой. Фото автора.

Курорт Сбера «Мрия» (Mriya Resort & Spa) расширяет свою территорию в Крыму. Объявлено, что до 2035 года будут созданы новые инфраструктурные объекты. Среди высокопарных фраз есть очень настораживающая формулировка «благоустройство горного кластера» на плато Ай-Петри.

Наполеоновские планы

Презентация новых проектов прошла с шиком и блеском, собственно, как и всё, что происходит в «Мрии». Были собраны в том числе наши популярные блогеры. Их работа - посещать такие мероприятия, а потом в крас­ках расписывать, как они были восхищены, поражены, шокированы масштабом и вообще спать теперь не смогут от счастья. Конечно, за всё это им платят деньги. 

О будущих изменениях рассказал генеральный директор курорта Самвел Саруханян в рамках форума индустрии гостеприимства Open Mriya. Сначала, конечно, поведал о том, какие все молодцы. Чтобы нас не обвинили в брюзжании и противодействии прогрессу, отметим, что отель считается одним из лучших в Крыму. Его инфраструктура продумана, созданы все условия для туристов и местных жителей. Не считая, конечно, цен. Отдых в феврале тут стоит от 24 тысяч рублей за одни сутки. Есть варианты и за 240 тысяч рублей в сутки. 

Про горный кластер в открытом доступе было сказано крайне мало. Только озвучено, что он будет. Такая внезапная скрытность вполне объяснима - может подняться шум.

«Кстати, о создании горного кластера на Ай-Петри. В октябре этого года мэр Ялты Янина Павленко сообщала, что он разместится на территории посёлка Охотничье. Именно здесь, неподалёку от зубцов Ай-Петри и верхней станции канатной дороги, планируют создать туристический круглогодичный клас­тер, чтобы туристам было чем заняться в любое время года», - написал блогер Виктор Коровин.

Напомним, что пока не работает канатная дорога на плато. Добраться можно только на своей машине или на платных перевозчиках. Кстати, в 2017 году хозяева снесённых торговых точек говорили, что постройки на плато сносят по заказу главы Сбербанка Германа Грефа. Якобы тот во второй половине 2016 года приезжал на Ай-Петри - и сразу после этого некие люди от имени «московского инвес­тора» стали предлагать владельцам кафе деньги в качест­ве компенсации за их снос. Не был назван и загадочный инвестор канатной дороги в начале этого года. 

«После заключения инвестиционного соглашения инвестор проведёт благоустройство комплекса подвесной канатной дороги «Мисхор - Ай-Петри», создаст новые рабочие места, привлечёт для работы местных подрядчиков и поставщиков», - говорила министр имущественных и земельных отношений Респуб­лики Крым Лариса Кулинич, не называя загадочного инвестора.

Тревожное ожидание

Летом 2017 года на Ай-Петри завершался снос шалманов. Экскаваторы ковшами и гидро-ножницами решительно уничтожали пяти­этажное здание недостроенной гостиницы у обрыва. Рабочие разбирали остатки досок, шифера, профнастила, складировали их в грузовиках. Тогда появилась надежда - плато освободят от хаотичной застройки и оставят в покое. Наконец-то. Но уже вскоре началась хаотичная торговля. Тут же продавали шкуры животных, сладости и многое другое. Постепенно убрали и их. Теперь плато выглядит почти нетронутым - парковка для машин, обустроенная зона прохода на зубцы на плато Ай-Петри и верхняя станция канатной дороги. 

Что тут появится до 2035 года - неизвестно. Но сама формулировка «горный клас­тер» подразумевает, что будут построены отели, рестораны, другие объекты инфраструктуры. При этом экологи часто говорят о том, что Ай-Петри - это наша природная водонапорная башня. Отсюда вода поступает потом в многочисленные реки полуострова, питает наш край. 

«Это мировая практика - строительство на таких объектах. Есть горнолыжные курорты на таких участках. Тем более что на Ай-Петри выпадает больше снега, чем на Чатыр-Даге. Кататься тут можно. Вопрос не в том, можно строить или нет. Можно, технологии есть. Но вопрос в том, какие риски это принесёт нашей экологии. Должна быть экспертная оценка», - поясняет преподаватель кафедры землеведения и геоморфологии географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Геннадий Самохин. 

В 2017 году один из владельцев шалмана сказал корреспонденту «Крымской правды», проект Сбербанка - крымский отель Mriya resort & spa - намерен стать единственным владельцем инфраструктуры на Ай-Петри. Слухи оказались суровой действительностью. Что теперь ждёт многострадальное плато - вопрос открытый. Почему до сих пор крымчане не увидели проект? Где описание всех благ, которые, якобы, их ждут? Или всё-таки материковые инвесторы понимают, что застройка Ай-Петри вызовет бурную реакцию в обществе, поэтому ведут подковёрные игры. 

Взгляд из редакции

Греф, Саруханян, Кулинич, Павленко. Как у Лермонтова: «И что за диво, издалёка, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов, заброшен к нам по воле рока...».

Если им позволить, они застроят всё. Ещё при Союзе были попытки сделать из Ай-Петри горно-лыжный курорт. Но партия, которая строго стояла за соблюдение интересов народа, сказала: нет!

А теперь Греф сотоварищи... Один из трёх, кто говорит Путину «ты», остался (Кудрин и Чубайс, ау!). И он решил, что в Крыму хозяин. Неужели позволим либерасту хозяйничать у нас?!

Валентина БУЙЛОВА.