Подземный госпиталь: по следам горя

5 Декабрь 2023 560
Вход в госпиталь открыт круглые сутки.
Вход в госпиталь открыт круглые сутки. Фото автора.

В роковые для Севастополя 1941-1942 гг. были созданы несколько подземных сооружений. Мотив простой - так проще работать под постоянными обстрелами врага. Некоторые из них всё ещё можно посетить. Однако мы не советуем этого делать. Лучше узнать больше из достоверных источников, посмотреть со стороны и в очередной раз вспомнить, какое это страшное горе - война.

Речь пойдёт о подземном временном лазарете, который находился в штольнях над стрелковым тиром Севастопольского ВВМИУ. По сути это была выработка грунта по принципу минных галерей ещё времён первой обороны.

Напомним, что город-герой всё время находился под обстрелами. Он был отрезан от действующей армии, от фронта. Фашисты планомерно добивались того, чтобы занять эту важную стратегическую точку. Во многих воспоминаниях есть фразы о том, что в бухте кипела вода от разрывов бомб и мин. Целые кварталы превращались в груды камней. В такой обстановке подземные сооружения позволяли выживать. 

«За несколько дней декабрьских боёв в Севастопольский военно-морской госпиталь поступило около 10 тысяч раненых. Нескольким хирургам было не по силам справляться с ними. Пришлось привлечь терапевтов, невропатологов, рентгенологов: они делали простейшие операции. И всё же эффект титанических усилий медиков был неполным - госпиталь подвергался непрерывным бомбардировкам и обстрелам, раненые получали дополнительные ранения, многие погибли под огнём и развалинами госпиталя, защищённого одним лишь знаком Красного Креста», сообщается в книге «Медицина во время Великой Отечественной войны».

И сейчас можно, при желании, пройтись по руинам подземного госпиталя на Северной стороне Севастополя. Но мы категорически не рекомендуем этого делать. Во-первых, легко заблудиться, во-вторых, возможны обвалы.

«До вас тут были ребята, собирались туда залезть. Потом вышли и сказали мне, что не надо этого делать категорически. Мол, всё обвалиться может в любой момент», - рассказывает Егор, один из местных жителей.


Внутрь лучше не соваться - опасность слишком высока. Фото автора.

 

 

В целом, подземный базовый лазарет - это туннели, пересекающиеся квадратами, по бокам туннелей находились ниши для кроватей. Воздух тут более или менее, так как была продумана вентиляционная шахта. Но никто не даст гарантию того, что и она не будет засыпана. Те, кто всё же отваживается попасть сюда, говорит, что до сих пор можно найти спинки металлических кроватей, обломки железных конструкций, куски колючей проволоки, остатки электропроводки, полусгнившие гильзы. 

«Вероятнее всего здесь в начале Великой Отечественной войны находился подземный временный лазарет 25-й стрелковой Чапаевской дивизии 47-го медсанбата, штаб и радиостанция управления которой находились в Инкерманском монастыре, а штатный госпиталь медсанбата находился в штольнях Инкермана», - говорят исследователи.

Выжить в подземном госпитале было крайне сложной задачей. Медики совершали подвиги каждый день, каждую минуту. В нечеловеческих условиях они оперировали больных, меняли повязки, пытались подбадривать добрым словом. Также не хватало еды. Выздоровление в таких условиях - это, скорее, чудо. Но оно регулярно случалось. 

Сейчас такие места, которые, по сути, являются братскими могилами, никак не огорожены и не выделены. Что касается госпиталя на Северной стороне, о котором идёт речь, то входы к нему усыпаны мусором. О какой исторической памяти можно говорить, когда потомки героев распивают пиво, едят чипсы и тут же всё бросают. Видны и явно отхожие места, если попытаться немного продвинуться вглубь госпиталя. Потомки не гнушаются в прямом смысле гадить на места, где боролись за жизнь герои.

Валентина БУЙЛОВА.