Скидка скидке - рознь

9 Ноябрь 2023 366
Чтобы оценить реальный размер скидки, пройдитесь по магазинам за пару недель до распродажи и запомните цены на приглянувшийся товар.
Чтобы оценить реальный размер скидки, пройдитесь по магазинам за пару недель до распродажи и запомните цены на приглянувшийся товар. Фото Анны Кадниковой.

На прошлой неделе мы рассказывали о том, как в нашу страну пришла «Чёрная пятница». Сегодня поговорим об обратной стороне самой масштабной ежегодной распродажи - мнимых скидках.

Как не клюнуть на скидку-приманку

Любой здравомыслящий человек понимает, что «Чёрная пятница» - не благотворительная акция. Если бы это было так, магазины работали бы себе в убыток. В реальности, в дни акции они зарабатывают больше обычного.

«Чёрная пятница» придумана маркетологами для создания покупательского ажиотажа, и чем он больше, тем легче продавцам избавляться от неликвидного товара и продавать людям то, что им на самом деле не нужно. 

Основная уловка горе-маркетологов состоит в том, что накануне акции цены искусственно поднимают, а потом делают большую скидку. Это своего рода обман покупателя, поскольку в реальности её размер куда скромнее, а в некоторых случаях скидки реально нет. Особенно наглые продавцы умудряются так манипулировать с ценниками, что в дни распродажи продают товар по ценам выше обычных. 

Единственный способ найти идеальную скидку - изучить цены на разных сайтах. Поэтому прежде чем начать шопинг, устройте сёрфинг по интернету или сходите на разведку в офлайн-магазины, изучите цены на интересующие вас вещи, посмотрите каталоги брендов. 

Иногда продавцы заманивают шопоголиков баннерами с впечатляющими скидками - 70-80% от первоначальной цены. На деле может оказаться, что товара либо уже нет, либо его стоимость завысили перед распродажей. Например, продавец предложил 60%-ную скидку на смартфон стоимостью 40 тысяч рублей. В то время как за неделю до «Чёрной пятницы» этот гаджет стоил на 50% дешевле. 

Чтобы понять, насколько скидка реальна и как менялась цена на товар, используйте специальные сервисы по отслеживанию цен. Например, для браузеров Chrome, Opera, «Яндекс.Браузера» есть специальное приложение Fetchee, которое может отслеживать цены не только в российских магазинах, но и в торговых точках Европы и США. Достаточно установить приложение и добавлять товары из онлайн-магазинов в лист желаний. Далее приложение будет оповещать вас об изменении цен.

Используйте агрегаторы цен («Яндекс.Маркет», «Google Покупки», «Товары@Mail.Ru» и др). Они показывают, в каком магазине цена на товар максимально низкая. Некоторые агрегаторы отслеживают динамику цен за последние полгода. Но стоит помнить, что агрегаторы охватывают не все магазины.

Иногда магазины предлагают реальные скидки, но умалчивают, что по выгодной цене он продаёт только несколько экземпляров товара, которые разлетаются в первые часы распродажи. Но ритейлер уже выполнил свою первую задачу - заманил вас в магазин. Теперь, надеясь вас задержать, он предложит несколько других товаров-аналогов и сопутствующие товары. 

Что делать, если скидка оказалась фикцией?

Если в период распродажи продавец не изменил цену товара, а просто написал на ценнике, что это цена со скидкой, то привлечь к ответственности его будет непросто. Юридический отдел ритейлера будет настаивать на том, что нормы законов соблюдены, так как на момент покупки покупатель знал о фактической стоимости товаров. Но это не более чем юридическая казуистика. Здесь налицо нарушение ст. 10 «Закона о защите прав потребителей». Если учесть, что итоговая цена образована со скидкой, то продавец вводит в заблуждение покупателя относительно механизма образования цены и выгодности покупки.

Самое простое, что вы можете сделать - вернуть товар в магазин и получить деньги обратно.

Если во время распродажи продавец решил «навариться» по-чёрному, то это меняет весь коленкор. В погоне за сверхприбылью некоторые продавцы отпускают товар по завышенной стоимости. К примеру, до «Чёрной пятницы» костюм стоил 1000 рублей. В день распродажи ритейлер поднял её до 3000 рублей и пообещал скидку 33%. То есть, по факту стал продавать его по 2000 рублей. Такие действия можно расценивать уже как мошенничество.

В разъяснении Верховного суда однозначно сказано: сознательное предоставление заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, в том числе подмена ценника, считается преступлением. Сумму ущерба для покупателя правоохранительные органы будут высчитывать по формуле: новая завышенная цена минус старая реальная цена. Если покупатель сможет доказать такой обман, например, сфотографировав ценники до и после, то последствия для продавца будут крайне плачевные - вплоть до уголовного дела.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.