Человек и дорога

Нейросеть подключилась к слежке

7 Ноябрь 2023 228
Камеры будут следить ещё внимательнее за нарушителями.
Камеры будут следить ещё внимательнее за нарушителями. Фото Анны Кадниковой.

Москва начинает использовать искусственный интеллект, для того чтобы фиксировать на дороге инциденты и нештатные ситуации. На это будет потрачено 285 миллионов рублей. Например, искусственный интеллект сможет распознать, когда машины двигаются медленнее основного потока. Косвенно это может указывать на то, что водитель пьян или под наркотиками.

Польза для кого?

Столичные власти также хотят идентифицировать ситуации, когда начинается пожар или на проезжей части появляются посторонние предметы. Система получила название «ПРОСобытие». Она должна не только передавать данные экстренным службам для молниеносной реакции, но даже корректировать схему организации движения.

Как правило, инициативы, которые начинаются в Москве, потом распространяются на регионы и становятся уже общероссийскими. Можно ожидать, что сейчас все нюансы будут отработаны на столице, чтобы потом запустить «ПРОСобытие» в том числе в Крыму.

Радует то, что искусственный интеллект также должен будет фиксировать «вторжение пешехода в запрещённую зону». Если благодаря системе распознавания лиц, он будет ещё и способствовать появлению штрафов у этой категории участников дорожного движения, то цены ему не будет. Каждый водитель неоднократно сталкивался с ситуацией, когда горе-пешеходы чуть ли не бросаются под колёса.

«Информация в автоматическом режиме будет мгновенно передаваться экстренным службам и другим городским службам для реагирования и оказания помощи, - пояснили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. - Благодаря системе будет проводиться анализ дорожной ситуации. Например, информация о затруднениях будет автоматически передаваться в навигационные сервисы, на табло экстренной информации. Мы сможем оперативно реагировать на все инциденты за счёт автоматизации координации работы всех служб, информировать самих водителей о любых изменениях на дороге, получать аналитические и статистические отчёты». 

Также на МКАД и нескольких магистралях были установлены камеры, которые фиксируют с помощью искусственного интеллекта пробки, животных, мусор или брошенный на проезжей части груз. Однако теперь камеры будут работать именно в черте города. Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов считает, что система является потенциально полезной для Москвы, поскольку позволит выявлять не только ДТП, но и выбегающих на дорогу пешеходов и другие аналогичные события. Однако эксперт допускает, что в условиях столичного движения высок риск «ложных» срабатываний системы. 

Ситуация на дорогах

Почти в полночь на автодороге «Таврида» - Джанкой - Красноперекопск 27-летний водитель Hyundai Solaris наехал на пешехода. 41-летний мужчина двигался в попутном направлении. Он скончался от полученных травм в больнице. По факту ДТП проводится проверка, устанавливаются обстоятельства произошедшего.

Водитель автомобиля Volkswagen при движении из пгт Первомайского по второстепенной дороге не предоставил преимущество движущемуся по главной дороге микроавтобусу Mercedes-Benz. В результате аварии пострадали несколько человек. Всего в салоне микроавтобуса находились 15 пассажиров. Медицинская помощь понадобилась двум детям 12 и 5 лет, а также 36-летней женщине.

28-летний водитель мотоцикла Yamaha около села Денисовка Симферопольского района наехал на пешехода рано утром, когда уже рассвело. 46-летняя женщина переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Она скончалась на месте. Водитель был трезвый. Он также получил травмы и попал в больницу.

 

Осторожно, самокаты!

Количество аварий с участием электросамокатов и средств индивидуальной мобильности (СИМ) стремительно растёт в стране. Всего с января по сентябрь случилось более 2,6 тысячи ДТП. Это втрое больше, чем за аналогичный период 2022 года. 


Самокаты представляют всё большую опасность. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.

 

 

Всего с начала года по сентябрь в стране погиб 31 человек в результате аварий такого характера. При этом ранения были у 2720 человек, из которых 919 - дети в возрасте до 16 лет. Каждое четвёртое происшествие случилось на тротуарах и пешеходных дорожках. Каждое пятое - ДТП на пешеходных переходах, то есть самокатчики задевали людей, которые переходили дорогу. 

Больше всего аварий с участием СИМ зафиксировано в Москве (665, +235% к аналогичному периоду прошлого года), в Тюменской области (184, +308%), Санкт-Петербурге (172, +48%), Нижегородской области (123, +215%). Крым не попал в лидеры, но вопросы есть и у местных жителей. Тёплая осень подталкивает к тому, чтобы как можно больше времени проводить на улицах и в парках. Самокатов и пешеходов много, а от ошибки никто не застрахован. 

Лидером антирейтинга по происшествиям со смертельным исходом стал Санкт-Петербург (четыре), в остальных регионах - по одной-две смерти с начала года. В одной из аварий (регион не указан) погибли сразу двое передвигавшихся на одном электросамокате граждан, что запрещено правилами. Часто так любят ездить молодые люди и даже родители с детьми, не задумываясь о последствиях. Почти половина, 42%, пострадавших в ДТП с СИМ - молодые люди в возрасте до 20 лет.

 

Новички - не помеха опытным водителям

По данным исследования «СберАвто» и Rambler&Co, большинство российских автомобилистов (45%) не имеет негативного отношения к начинающим водителям. Только 22% опрошенных стараются избегать неопытных водителей на дороге. Такой же процент респондентов считает, что новички не очень-то выделяются среди опытных автомобилистов.

В рамках исследования были опрошены 40 тыс. водителей, при этом 75% из них имеют опыт вождения от 15 лет. По данным опроса, 11% респондентов помогают начинающим автомобилистам - уступают дорогу или отдают более широкое парковочное место. Около 58% опрошенных считают, что для получения опыта нужно больше практических занятий с инструктором во время обучения.

За обязательные курсы по безопасному вождению выступают 26% респондентов, за введение курсов по экстремальному вождению в автошколах - 5%. В июле Минпросвещения представило проект новых примерных программ обучения в автошколах. Среди нововведений - частично самостоятельная подготовка водителей, сокращение нормативных часов вождения, а также обучение вождению мотоцикла с пассажиром. 

Валентина БУЙЛОВА.