Контрольные вопросы

31 Октябрь 2023 1194
Введите дополнительную защиту вашей учётной записи, пока она не стала добычей мошенников.
Введите дополнительную защиту вашей учётной записи, пока она не стала добычей мошенников. Фото Анны Кадниковой.

Чтобы уберечь себя от происков мошенников, необходимо научиться задавать вопросы не только себе, но и критически важным сервисам, таким как «Госуслуги». По мнению экспертов, это может уберечь ваши персональные данные, с помощью которых злоумышленники могут добраться и до денег на банковском счёте.

Береги «Госуслуги» смолоду

О необходимости установить контрольный вопрос в своём «личном кабинете» «Госуслуг» заявил сенатор Артём Шейкин. По его данным, недавно появилась новая мошенническая схема взлома этого сервиса. Злоумышленники используют звонок от имени одного крупного оператора сотовой сети с просьбой продлить договор абонентского обслуживания через «Госуслуги». Мошенники утверждают, что этот оператор находится под санкциями и программа автоматического продления перестала работать, поэтому необходимо вводить данные через оператора, иначе есть риск утраты номера.

Если пользователь соглашается, мошенники просят сообщить им код из СМС-сообщения, предназначенного для авторизации на «Госуслугах». Это позволяет им получить доступ к «личному кабинету» и всей персональной информации, включая данные банковских карт, информацию о недвижимости и автомобиле, а также электронно-цифровую подпись. По мнению Артёма Шейкина, противостоять этой схеме можно при наличии у пользователя контрольного вопроса при попытке зайти в свой аккаунт.

«Контрольный вопрос является дополнительным уровнем защиты, помимо двухфакторной аутентификации, и не даёт возможность запрашивать смс с паролем до ответа на этот вопрос, что предотвращает доступ мошенников к учётной записи. Если контрольный вопрос настроен, то при попытке восстановления пароля от «Госуслуг» система сначала запросит дополнительную информацию - такую, как серия и номер паспорта, а затем задаст контрольный вопрос, без ответа на который войти в систему не получится», - цитируют РИА Новости совет сенатора.

Брокерский обман

О распространении новой схемы мошенничества сообщили и в Министерстве финансов России. Мошенники находят своих жертв в социальных сетях или через объявления в сети Интернет, предлагая открыть «брокерский» счёт. Они обещают людям заработать значительные суммы денег за короткий промежуток времени, но в итоге, ничего не возвращают своим доверчивым «инвесторам».

Как пояснили в Минфине, для открытия такого счёта злоумышленники предлагают установить приложение по ссылке. Интерфейс сервиса показывает фиктивный рост дохода от вложений, в том числе в криптовалюту. Кроме того, «лжеброкеры» предлагают разные инвестиционные рекомендации. Как только у «инвестора» возникает желание вывести деньги со счёта, мошенники начинают рассказывать о различных препятствиях и расходах на такую операцию, а также просят внести дополнительные средства для полного вывода денег.

«Мошенники также могут потребовать оплаты некой «страховки», или платы за ежедневное размещение валюты в «европейской ячейке», или срочного платного вывода средств. Своеобразным «обменником» валюты может выступать некое физическое лицо, на счёт которого мошенники просят совершить денежный перевод», - рассказали в Минфине.

В отдельных случаях зло-умышленники могут попросить открыть счёт в сторонней кредитной организации. Вдобавок они требуют найти поручителя и даже зарегистрировать его в Минфине, чтобы можно было «обналичить» средства. Людям предлагают написать письмо, причём на адрес пресс-службы Минфина, с указанием данных поручителя и суммы средств, которые необходимо ему передать.

Помимо общения в соцсетях, лжеброкеры могут совершать холодные звонки, представляясь сотрудниками известных компаний. Как правило, отмечают в Минфине, мошенники начинают предлагать «инвестировать» с десяти тысяч рублей - чаще всего это сумма, которую граждане могут внести без займа. Затем в ход, как правило, идут кредитные деньги, средства друзей или родственников.

В министерстве призвали соблюдать общие правила финансовой безопасности, а также обращать внимание на некоторые признаки, чтобы распознать мошенников. Так, у «лжеброкеров» отсутствует лицензия Банка России и нет реального офиса (связь осуществляется через социальные сети или телефон); нет специального банковского счёта для брокерского обслуживания; они предлагают провести платёж по карте физического лица (либо через электронный кошелёк); гражданам не предлагают заключить договор (либо он заключается фиктивно) и не предоставляют отчёт об оказании брокерских услуг.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.