«История, не доносящая правду, вызывает сомнения»

26 Сентябрь 2023 494
Валентина Лаврик. Фото пресс-службы Минобразования РК.
Валентина Лаврик. Фото пресс-службы Минобразования РК.

Образование сегодня находится на передовой государственных интересов, поэтому оно очень хорошо финансируется. Власти не жалеют средств, понимая, что от того, какими вырастут сегодняшние школьники, зависит будущее страны. О том, как преображаются крымские школы, почему меняются стандарты образования и с какими проблемами ещё предстоит работать, мы говорили с министром образования, науки и молодёжи РК Валентиной ЛАВРИК.

Инвестиции в будущее

- С какими успехами в реализации нацпроекта «Образование» заканчивается этот год? Что удалось сделать? Были ли какие-то трудности, например, с подрядчиками?

- Уже можно говорить о том, что отработана система взаимодействия с подрядчиками, которые ведут строительство и обеспечивают выполнение контракта по закупкам. В этом вопросе проблем нет. В целом по национальному проекту «Образование» в рес­публике реализуются четыре региональных проекта. Первый - «Современная школа». В его рамках в этом году было поставлено оборудование в «Кванториум», открытый на базе симферопольской школы №4. Уникальное оснащение направлено на инженерно-техническое образование детей. Также по этому проекту обеспечено оборудование для реализации адаптированных программ для детей с различными нозологиями в феодосийском и симферопольском интернатах. По проекту «Современная школа» введено в эксплуатацию учебное учреждение в селе Трёхпрудном Симферопольского района на 700 мест. Это уникальный образовательный центр с красивой архитектурой и интересными пространствами для детей. Ведь в школе важен не только учебный процесс, но и воспитательный.

В рамках проекта «Современная школа» в этом году открыты 50 центров «Точка роста». Это центры научно-технического оснащения, которые дают школьникам возможность углубить знания по физике, химии, географии и другим предметам. Современное оборудование вводит детей в практику и даёт представление об окружающем мире. Кроме того, происходит отработка практических навыков, которые дополняют полученные теоретические знания. Мы понимаем, что результат работы таких центров отложенный. Но уже в этом году в Крыму было 39 стобалльных результатов по ЕГЭ, что на 30% больше, чем годом ранее.

- Ещё один региональный проект - «Успех каждого ребёнка». Какие там успехи?

- В его рамках в этом году создано 8,8 тыс. мест для дополнительного образования. По данному направлению школы оснащены комплектами для музейной педагогики, специальным оборудованием для преподавания начальной военной подготовки, а также всем необходимым для занятий спортом и искусствами. Кроме этого, мы дооснастили классы, которые реализуются в программе предпрофессионального образования: инженерные, медицинские и аграрные. В частности, установлены теплицы, и у детей есть возможность попробовать поработать на земле и таким образом, возможно, сформировать мотивы к получению будущей профессии. 

Также по этому проекту установлены десять спортивных площадок и выполнен капитальный ремонт одного спортзала. И ещё один знаменательный проект - создание в Крыму центра для одарённых детей «Импульс». С 1 сентября заступила первая смена ребят, которые приехали со всех уголков республики. Они живут на базе школы-интерната, получают уникальные программы по направлениям наука, спорт и искусство. Там же они проходят и общеобразовательные программы.

- И, наконец, проекты «Цифровая образовательная среда» и «Патриотическое воспитание».

- Благодаря первому 41 школа получила комплект оборудования, в состав которого вошли компьютеры, мультимедийные интерактивные дос­ки, проекторы и телевизоры. В целом по данной программе оборудование получили около 400 школ республики из 541. Его поставки запланированы и на следующий год. Кроме того, в рамах этого проекта в республике создана интернет-платформа, которая содержит весь материал, требуемый для обучения и воспитания детей. Есть раздел для учителей, для школьников и для родителей. К этой платформе уже подключены все крымские школы.

И, наконец, четвёртый региональный проект - «Пат­риотическое воспитание». Практически во все крымские школы уже поставлена государственная символика для оформления пространства как в помещениях, так и на улице - для проведения еженедельных линеек с церемонией поднятия флага и исполнением гимна.

«Золотой» стандарт

- С 1 сентября в школах начал действовать единый стандарт образования. В чём суть этого нововведения?

- Раньше ребёнку было очень сложно адаптироваться после перехода из одной школы в другую. Сейчас разработаны федеральные государственные образовательные стандарты. То есть, все школы Российской Федерации работают по одинаковым программам, по одинаковым планам воспитательной работы, которые являются базовыми для закладки морально-нравственных ценностей детей. Иными словами, «золотой» стандарт и единое образовательное пространство - это та база, которая должна быть в каждой школе, которую должен получить каждый ребёнок. Многие в связи с этим беспокоятся, что школы утратят свои индивидуальные программы. Их тоже можно реализовывать, но с учётом общей базы. Поэтому с седьмого класса организуется углублённое изучение определённого предмета в зависимости от того, какое направление выбирает школа, ориентируясь на кадровый потенциал. Понятно, что нельзя углублённо изучать дисциплину, если её некому преподавать. В Крыму таким образом организованы, например, «Курчатовские классы» с углублённым изу­чением физики, химии и математики.

- Оставит ли единый стандарт пространство для профессиональной реализации учителя?

- Конечно. Более того, теперь у учителей появилась возможность не тратить время на подготовку организации учебного процесса, используя уже готовые единые программы. Педагогу достаточно взять план работы и встроить в своё расписание. Раньше на подготовку планов уходило очень много времени и ресурсов. Нужно было разработать индивидуальные рабочие программы по каждому предмету для каждого класса. К этому ещё необходимо было подобрать материал, разработать оценочные средства. Теперь есть готовые разработки, которые ложатся в основу урока. Но это не мешает педагогам привносить и что-то своё. Задача единого стандарта в том, чтобы упростить работу учителя, но при этом сделать её ещё более результативной.

- Раз во всех школах дейст­вует единый образовательный стандарт, учебники тоже должны быть одинаковыми?

- Да, учебники также будут едиными для всех школ. В этому году мы закупили их для первых и пятых классов, три учебника для седьмого класса, а также учебники по истории для десятого и одиннадцатого классов.

- Появление этого учебника, кстати, вызвало бурный общест­венный интерес. В чём его основное отличие от тех книг, что были раньше?

- Очень важно, чтобы дети понимали причины тех геополитических событий, которые происходят сегодня. Они должны быть объективными и правдивыми, а не перекрученными. История, которая не доносит правду, путает ребят и вызывает сомнения. Теперь есть единая позиция и чёткое объяснение причин тех событий, которые происходят в наши дни. 

- Появление нового учебника сулит какие-то изменения в ЕГЭ по предмету?

- Да, обязательно. Поэтому обращаю внимание одиннадцатиклассников, что уже в этом учебном году в ЕГЭ будут вопросы из нового учебника.

Репетитор объяснит

- Россия практически вошла в десятку стран-лидеров по качеству школьного образования. В чём секрет успеха? И от чего, на ваш взгляд, зависит качество школьного образования?

- От понимания государст­венной политики, прежде всего, педагогами, которые реа­лизуют учебные программы. От того, как они будут формировать мотивы обучения. Вторая составляющая - это семья ребёнка. Важно то, какие приоритеты она устанавливает, насколько она едина со школой в требованиях к ученику. Эгоистическая позиция, когда родители просто отправляют ребёнка в школу и пусть его там учат, не даёт возможности должным образом заложить морально-нравственные ценности. Поэтому очень важно, чтобы семья и школа работали над одним результатом - воспитанием успешного, самостоя­тельного человека, умеющего трудиться.

Кстати, хочу сказать, что школьников расхолаживает то, что родители нанимают для них репетиторов. Зачастую дети решают, что необязательно слушать то, что учитель говорит на уроке - потом всё это объяснит репетитор. А во время занятий можно отвлекаться, играть в телефоне, мешать одноклассникам и педагогу. В итоге ребёнок не отдыхает после уроков, занимаясь с репетитором, и не усваивает должным образом школьную программу. Это серьёзная проб­лема, по которой, я думаю, рано или поздно нужно будет принимать решение.

- Какие ещё проблемы современной школы вы считаете самыми больными?

- Для республики очень актуальна проблема второй смены. Она всё ещё есть в 90 школах. Примерно 20 тыс. детей сейчас учатся во вторую смену. Проблема характерна для школ крупных городов, при этом в сёлах классы пус­тые, и дети страдают из-за фактического отсутствия социализации. Для решения данной проблемы республике требуется построить шесть школ.

Елена ЮМАНОВА.