Армянск - Феодосия

19 Сентябрь 2023 3320
Герои боёв за Крым Арнольд Шапиро, Леон Мелконян и Аркадий Айдинов (слева направо). Фото с портала Память народа.
Герои боёв за Крым Арнольд Шапиро, Леон Мелконян и Аркадий Айдинов (слева направо). Фото с портала Память народа.

Когда Родина в опасности, спасти её можно только сообща, будучи преисполненными любви к отчей земле, готовности пожертвовать собой во имя неё, во имя будущего. Только это - залог победы. Единство, несмотря на разницу в возрасте, положении, нации, помогло нашему многонациональному советскому народу выстоять в Великую Отечественную. Как говорил актёр-фронтовик Евгений Матвеев в фильме «Любовь земная», выстоять и победить! В наши дни мы, наследники победителей, порой всё же разделяем общих героев по национальности… Может, это поможет понять суть единства, сохранить память, чтобы каждая нация, чтя своих настоящих патриотов, училась у них мужеству и общности. И все вместе мы учились, гордились каждым, помнили всех. В прошлых выпусках рубрики «Крымская правда» начала рассказ о многонациональной нашей армии, сражавшейся за полуостров, о героях боёв на Перекопе осенью 1941-го, Керченско-Феодосийского и Керченско-Эльтигенского десантов зимы 1941-1942 и осени 1943-го. О единоверцах, участниках тех битв рассказывает член Крымского армянского общества Вартан Григорян.

Удерживать до…

Начало осени 1941-го, фашисты рвутся к полуострову. Они уже совсем близко, в нескольких десятках километ­ров. И самые первые бои за Крым там 6 сентября держат отряды разведчиков Леонида Михайловича Кудидзе (106-я стрелковая дивизия Алексея Николаевича Первушина) и Николая Васильевича Лисового (156-я стрелковая Платона Васильевича Черняева, Александра Ивановича Данилина) - встречные, с вражескими мотоциклистами-разведчиками. Не проходит и недели, как на дороге Чаплинка - Армянск, у совхоза «Червонный чабан», в бой вступают солдаты охранения 417-го полка 156-й стрелковой. Командарм 51-й армии, в которую входили подразделения, Павел Иванович Батов вспоминал доклад комбата Ефима Корнеевича Ивашина: «Когда немецкая разведка, силой до роты, приблизилась мет­ров на сто, боевое охранение открыло сильный ружейный и пулемётный огонь. Немцы пытались спастись бегством, но почти все были уничтожены. Боевое охранение захватило шесть пленных, три исправных мотоцикла и три автомашины». Тогда отметили мужество младшего политрука Арнольда Моисеевича Шапиро и военфельдшера Григория Ивановича Максименко. К концу дня 12 сентября враг вышел на рубеж «Червонный чабан» - Сальково, окружение от Перекопа до Чонгарского полуострова. Но защитники сражались: «15 сентября разведгруппа Андрея Лазаревича Святодуха заняла Макаровку, в пяти километрах севернее «Червонного чабана», и несколько дней отвлекала на себя фашистов, ещё одна разведгруппа успешно сражалась за Второ-Константиновку (на западном берегу Перекопского залива), однако ночная атака на Перво-Константиновку (на берегу Сиваша) окончилась неудачей»...

Враг был сильнее: 24 сентяб­ря 1941-го после массированного авиаудара начал штурм Перекопского вала, два дня боёв, множество наших павших героев, прорыв фашистов, захват Армянска…

О тех боях в «Красный Крым», как называлась газета, писали с места событий спецвоенкор Михаил Евсеевич Муцит и ставший военкором газеты 51-й армии «Сын Оте­чества» Михаил Иванович Соловьёв - на Перекопе от прямого попадания бомбы погиб его младший брат Валентин... Где-то там, на севере полуострова, остался навечно и мой дедушка, политрук Сергей Владимирович... Окопы, траншеи, воронки, безымянные санитарные захоронения, что принимали наших защитников в крымскую землю, а кто-то просто смешался с воздухом, попав под бомбёжку, ближний разрыв снаряда… Они искренне и беззаветно старались выполнить приказ: «Удерживать Крымский полуостров в наших руках до последнего бойца». Мы не должны забыть их подвиг!

Награды за бой

В начале войны они вручались нечасто, хотя подвигов хватало - многие уходили в вечность, не успев быть представленными к награде. Впрочем, до последнего знали, что лучшая будет - спасённая Родина.

- Тогда, в сентябре 1941-го, в ожесточённых боях за Армянск, отличился 43-летний Рубен Иванович Чалманов, командир 156-го кавалерийского полка 42-й отдельной кавдивизии (Василия Васильевича Глаголева), - рассказывает Вартан Григорян. - Решением Военсовета войск Крыма №1 от 28 октября 1941 года награждён орденом Красного Знамени. В наградном листе, подписанном комдивом и военкомом старшим батальонным комиссаром А. Козьминым (увы, имя уточнить не удалось), читаем: «Товарищ Чалманов в период трёхдневных боёв за Армянск проявил себя отважным командиром. Под его руководством полк 26 сентября занял Армянск и прорвался за Армянск, к северу, но попав в полуокружение врага, вынужден был отойти. 27 и 28 сентября 1941 года полк вновь дважды занимал южную окраину Армянска под ураганным огнём противника. В период самых ожесточённых схваток тов. Чалманов находился с полком, руководил боем. Ночью, 28 сентября 1941 года, тов. Чалманов вывел из окружения врага остатки полка и материальную часть. 156-й кавполк в трёхдневном бою под Армянском нанёс большой урон врагу». 1 марта 1942-го Рубен Иванович погиб.

На войне всякое случается, кто-то, порой, не выдерживает психологически, начинает паниковать, отступать, неосознанно, поддавшись инстинк­ту. И не секрет, что были в Красной Армии (впрочем, не только у нас, но и у немцев, вообще ещё в древности появились) заградотряды. И у нас одним из таких заградительных батальонов в 106-й стрелковой дивизии Алексея Николаевича Первушина коман­довал 27-летний Леон Петрович Мелконян. В апреле 1942-го награждён орденом Красной Звезды, представление подписано уже новым комдивом 106-й Николаем Григорьевичем Лященко и военкомом Иваном Ивановичем Барановым. «Несколько раз товарищ Мелконян с батальоном ходил на поддержку тех участков, где противник угрожал прорывом и с этими задачами справлялся хорошо. 18 октября 1941 года в районе Южный Уржин (ныне Смушкино Красноперекопского района - мы рассказывали о тех боях в номере за 19 сентября. - Ред.) заградбатальон занял рубеж и удерживал его в течение 37 часов, несмотря на ряд атак, предпринятых противником. 28 октября 1941 года в районе Александровки и Байсары дивизия занимала оборону, сосед слева, 271-я стрелковая дивизия, была отброшена под натиском врага, бойцы отходили в беспорядке. Тов. Мелконян с одной ротой своего батальона под артогнём собрал дивизию и приказал перейти к обороне в районе 106-й сд, лично сам вынес с поля боя обессиленного коман­дира 271-й дивизии тов. Титова (Матвея Алексеевича - Ред.). В районе Ичков за два дня было собрано и сформировано 2 батальона. С 7 декабря 1941 года по 29 января 1942 года в Ростове было собрано и направлено в комендатуру бойцов 5863 человека, средних и младших командиров 265 человек. Батальон неоднократно занимал рубежи и был в атаках с 442-м стрелковым полком (командиры Семён Андреевич Фёдоров - погиб 4 марта 1942-го, Александр Алексеевич Яковлев, погиб в июле 1942-го) на Голубовке».

Последние дни декабря 1942-го на полуостров, пока Керченский, идёт освобождение - тяжелейший Керченско-Феодосийский десант, план которого разработал начштаба Кавказского фронта Фёдор Иванович Толбухин (его войс­ка 4-го Украинского в 1944-м полностью освободят Крым от фашистов). Части 51-й армии (командующий Владимир Николаевич Львов, погиб 8 мая 1942-го) и 44-й армии (командующий Алексей Николаевич Первушин, тяжело ранен 16 января 1942-го) при поддержке Черноморского флота (Филипп Сергеевич Октябрьский), Азовской военной флотилии (Сергей Георгиевич Горшков) и Керченской военно-морской базы (Александр Сергеевич Фролов) шли на прорыв. 29 декабря передовыми частями десанта занята Феодосия.

- Орденом Красного Знамени награждён армянин коман­дир 1-го морского десантного отряда Аркадий Фёдорович Айдинов, - продолжает крае­вед. - «С отрядом, первым броском морского десанта, преодолевая ожесточённое сопротивление противника, овладел портом и северной частью города, обеспечив высадку в порту главных сил десанта. В дальнейшем, показывая личный пример, Айдинов, ведя тяжёлые уличные бои, очистил его, овладев главными пунктами города и наведя в городе должный порядок. Будучи назначен комендантом города продолжал борьбу со скрывавшимися фашистами и установил в городе спокойствие». Представление и наградной в конце января 1942-го подписали начштаба армии Серафим Евгеньевич Рождественский, комиссар штаба Аристарх Иванович Болдырев, новый командарм Василий Васильевич Новиков и член Военсовета Александр Дмитриевич Серюков, затем командующий Крымским (бывшим Кавказским) фронтом Дмитрий Тимофеевич Козлов и член Военсовета фронта Фёдор Афанасьевич Шаманин. Кстати, подвиг десантников отряда Аркадия Айдинова отмечен 30 декабря в приказе Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. Аркадий Айдинов погиб 19 марта 1942-го в боях за Владиславовку на высоте 25.3.

Они не ждали личных наград, старались бороться с естественным страхом, шли в бой, уходили в вечность. Герои полуострова. Мы не смеем забывать их подвиг во имя будущего, во имя нас.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.