Полина Ольденбург: Все мечты сбываются

8 Сентябрь 2023 759
Фото из личного архива П. Ольденбург.
Фото из личного архива П. Ольденбург.

В этом уверена успешный писатель, кинорежиссёр, музыкант, художник, с которой нас свёл международный керченский фестиваль античного искусства «Боспорские агоны», где Полина была членом театрального жюри, представила свой дебютный фильм «Корпорация Ad Libitum» и выступила на открытии со своими песнями. Она оказалась интересным собеседником, с которым легко говорить на разные темы.

- Вы родились в семье творческих людей, занимающихся музыкой и литературой, и до кино попробовали себя в разных творческих ипостасях. Почему выбрали кино, Полина?

- Выбора не было: продолжаю писать стихи и песни, прозу, пою, пишу картины. Благодарю судьбу, подарившую мне творческих родителей: папа - оперный певец Эдуард Трескин, мама - поэтесса Галина Свинцова. Родилась и жила в Казани, потом оказалась в Праге, где папа работал по контракту в оперном театре. С 12 лет училась в посольской русской школе, потом окончила Высшую актёрскую школу, где занятия велись на чешском языке. Пою я с детства. В Праге пела в мюзиклах, играла в театре, у меня там было много друзей, жить было интересно и весело. И всё было бы хорошо, если бы не желание вернуться на Родину. И это чувство меня не покидало, было ощущение, что большие творческие дела возможны только в Москве. Куда я и уехала с мыслью получить ещё какое-то образование, потому что одного актёрского мне было мало. Писала с восьми лет. Перед глазами был пример не только мамы, но и папы, который тоже писал. И у меня уже было шесть книг изданных - проза и поэзия, одна даже на чешском языке вышла. Решила, что можно же писать для кино, и отправилась на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Первый день занятий выпал на мой день рождения - 17 ноября, и я решила, что это судьба. Изу-
чила все предметы на сценарном и режиссёрском отделении, делала все задания и там, и там. Но ничто не предвещало, что пойду в режиссуру. А потом придумала оригинальную историю, написала сценарий, а она была настолько мне дорога, что не смогла никому отдать, и взялась за режиссуру. 

- О чём же эта история? 

- О том, чего нельзя купить ни за какие деньги - о собственной любви. Если ты достаточно умён, изобретателен и недурён собой, можешь так всё красиво обставить, что человек в тебя влюбится. Я и сама попадала в такую ситуацию, когда было просто невозможно устоять. Но нельзя выпить волшебный напиток и влюбиться. А было бы интересно. И вот из этой мысли родилась идея: что было бы, если бы можно было купить своё собственное чувство. Сценарий я написала для конкретных артистов, своих друзей. А среди друзей есть и операторы, и музыканты, и звукорежиссёры. И сначала мы планировали снять камерную историю своими силами, не прибегая ни к чьей помощи. Но продюсер Илья Шемятов, прочитав сценарий, сказал, что это лучшее, что он читал за последние 12 лет. И предложил камерный сценарий переделать в более масштабный. Ещё одной удачей стало участие Натальи Кочетковой, которая согласилась вложить средства в фильм, едва дочитав сценарий до половины. Она вообще никакого отношения к кино не имела, просто ей захотелось нам помочь и стать участницей интересного процесса. Я поняла, что на нас снизошло чудо и что я осуществлю свою мечту: сниму фильм, который хотела бы сама пересматривать. А пересматривать я могу картины, которые ошеломляют, поселяются в твоей душе, и живут там, как любимый человек. На нас снизошло вдохновение, и мы сняли многоуровневую увлекательную приключенческую историю, на первом плане которой - детективный триллер. Но есть и второй план, и третий, который не стану раскрывать, пусть это будет интригой для зрителей. Расскажу коротко сюжет. В поисках сенсации тележурналист Герман Крылов обнаруживает закрытый клуб для богатых - корпорацию «Ad Libitum» (в переводе с латинского «по желанию»), которая продаёт чувство любви. Поголовно все, побывавшие в этом клубе, попадают в беду. Начав собственное расследование, Герман внедряется туда под видом клиента, чтобы разоблачить мошенников, но, как и другие, оказывается в ловушке, из которой трудно выбраться.

- Вы сказали, что писали для своих друзей. Для кого именно?

- Главную героиню играет моя ближайшая подруга Дарья Белоусова, актриса театра «Современник». В главной мужской роли давний знакомый и земляк Шамиль Хаматов. Третью главную роль собиралась играть сама, для себя её и писала - художницы, картины которой тоже играют в фильме определённую роль, но меня отговорили, поскольку совмещать работу режиссёра и актёра архисложно. Тем более, это мой первый фильм! Мы стали искать похожую на меня девочку, и нашли Женю Крегжде, актрису театра имени Вахтангова. Она там номер один, звезда. Наш второй режиссёр Ася Енина - моя школьная подруга, с которой мы учились в посольской школе в Праге, а в кино пришли разными путями. Я убедилась, какой она большой профессионал. Мы вместе сделали этот фильм. А ведь до этого полнометражного фильма я не сняла ни одной короткометражки! Все прошли долгим путём в пять лет до выхода фильма на экран, но никто не роптал. Преодолели немало препятствий, случались различные перипетии. Всё было непросто. Были добрые волшебники и злые. Светлые силы победили. 

- Фильм не остался незамеченным. Какие чувства испытали на вручении в Благовещенске на фестивале театра и кино «Амурская осень» сразу двух статуэток «Золотой журавль» - за лучшую режиссуру и Гран-при?

- Когда меня объявили лучшим режиссёром, взлетела в небо от счастья. На сцену выбежала в танце. А уж когда прозвучало, что и фильм лучший, - дальше всё было в тумане! Я такой радости и не припомню в жизни. Чтобы настолько окатило волной. Последовавшие за этим призы - фестиваля «Восемь женщин» в номинации «Дебют» и «Рубиновый Феникс» на смоленском «Золотом Фениксе» - принимала поспокойнее. Приятно было, что фильм показали вне конкурса на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, в Болгарии на фестивале «Безумная любовь» и в Мексике. 

- Ваша кинокоманда продолжает работу?

- Да, сняли короткометражки, одна из которых оказалась очень даже популярной - «Амплитуда, или Проклятие-2». Вторая - «Плюс ноль». Это серьёзная история про самый главный вирус, который идёт по земле - вирус одиночества.

- Можно сказать, что вы уже с головой в кино?

- Я везде с головой, чем занимаюсь. А кормит меня живопись. Было несколько персональных выставок, в том числе в Казани и в Праге. Мои работы висят в клубе «Дума», где наш ансамбль даёт концерты. 

- А ещё где выступаете? Песни только свои поёте? 

- Даём концерты постоянно на разных московских площадках. Песни - только мои - мелодичный рок, выросший из бардовской песни, с пронзительными текстами о любви. 

- Какие впечатления о «Боспорских агонах», о Керчи?

- Словами и не передать восторг от фестиваля. Публика - неповторимая, глубоко воспринимающая театральную и кинокультуру, искусство. Впечатлений - море! Мне очень нравится девиз фестиваля: «Почитая деяния и традиции отцов наших - прадедов, надо жить на земле, свершая добро и храня истину». Хорошо бы всем нам жить с этими словами в сердце.

 

Кстати

Полина Ольденбург родилась в Казани. В детстве и юности жила в Праге, где окончила Высшую театральную школу.

Училась на эстрадно-джазовом отделении вокального факультета Российской академии музыки им. Гнесиных, окончила в Высшую школу режиссёров и сценаристов. Автор 12 книг стихов и прозы. Лауреат международных литературных конкурсов «Ветер странствий» (Рим), «Литературной газеты» и Росзарубежцентра (Москва). Участница ежегодной Московской книжной ярмарки «Non fiction» и Международной книжной ярмарки в Праге. Публиковалась в журналах Праги, Вены, Берлина, Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.