Прощайте, крымские «Волги»!

7 Сентябрь 2023 462
Так выглядит «Крымавтогаз» сейчас. По сути, торговая площадка.
Так выглядит «Крымавтогаз» сейчас. По сути, торговая площадка. Фото Анны Кадниковой.

Президент России Владимир Путин заявлял, что чиновники в стране должны пересесть на отечественные автомобили. Его поручение уже начинают претворять в жизнь. Способствовать этой благой цели могли бы и в Крыму. Когда-то у нас существовало «Сборочное предприятие Горьковского автозавода ЗАО «КрымавтоГАЗ». Однако украинские власти его уничтожили.

«Мы закроем половину бюджета Крыма»

Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в избирательных округах за депутатами будут закреплять только отечественные автомобили. Решение обсудят на заседании Совета Думы 18 сентября. Это хорошее начало, но пересесть на автопром должны все чиновники. Ведь так сказал президент.

Может ли современная российская автомобильная промышленность удовлетворить резкий скачок спроса? Различные эксперты уверяют, что такой возможности нет. При этом в Крыму всего 20 лет назад работало успешное предприятие, на котором собирали «ГАЗели», «Волги» и «Соболи».

- Мой отец, Анатолий Иванович Лазарев, по линии автоэкспорта оказался в Сирии, где должен был помогать в строительстве станций техосблуживания. Он тогда контактировал в том числе с Хафезом Асадом, отцом Башара Асада. Там на отца обратили внимание, после чего пригласили на Горьковский автозавод. Было предложено создать в Крыму станцию по техосблуживанию автомобилей этого предприятия, - рассказывает «Крымской правде» Юрий Лазарев, бывший сотрудник «Крымавтогаза» и сын его руководителя.

Юрий закончил строительный институт, после чего устроился прорабом. Он был обычном сотрудником, абсолютно без привилегий. Вместе с другими работягами строил основной комплекс: производственные и административные здания, складские помещения. Была возведена и гостиница, в которой могли останавливаться специалисты из разных стран. Также был построен оздоровительный комплекс. Получилось полноценное, абсолютно дееспособное предприятие. 

Однако 90-е внесли изменения. Огромная страна распалась на множество государств. На Горьковском автозаводе тогда решили сохранить мощности в Крыму. Было решено сделать сборку автомобилей. Это оказалось намного выгоднее, чем ввозить готовый транспорт и оформлять согласно всем правилам таможни.

- Отцу в тот период очень помог Верховный Совет Крыма. Предприятие частично освободили от налога на прибыль, от НДС. Потом, кстати, украинские власти в Киеве оспаривали это решение. Однако у нас была поддержка - власти Крыма понимали, что есть перспективы, - поясняет Юрий Лазарев.

Действительно, предприя­тие развивалось. Для понимания: в начале 2000-х было трудоустроено около 3 тысяч сотрудников. Были грандиозные планы. Например, часть автомобилей удалось продать даже в Португалию, используя связи со знакомыми. Иностранцы положительно оценили автопром. 

Крымское предприятие сотрудничало с турецкими партнёрами - поставляли к нам радиаторы. По всей Украине был организован масштабный автопробег, во время которого были встречи с президентом, главами городов. Работали около 50 филиалов, они были частью дилерской сети, предос­тавляли гарантийное и послегарантийное обслуживание. И всё это исчезло.

Уничтожить и точка

Первые «звоночки» начались в 2000-х. Неожиданно возникли сложности в том числе с бытовыми вопросами. Например, оказание «помощи» в канализации. Предприятие сбрасывало в сутки около 9 кубометров чистой воды, но директора предприятия обязали построить очистные сооружения, заставили делать канализацию, несколько километров, которая стоила не один миллион гривен. Внезапные расходы, безусловно, не пошли на пользу. Затем была оформлена договорённость с «Лукойлом» о продаже части акций и предприятия. Деньги были нужны для развития в том числе. Но кто-то в верхах запретил такой вариант сотрудничества. После было принято решение продавать акции «Крымавтогаза», чтобы получить тоже необходимые средства. Тут же пошёл слух - Лазарев, как «МММ», обманет. 

- Я хочу заверить всех жителей Крыма, что мы, несмотря на все невзгоды: и что нет денег, и что мне очень многие мешают работать, - первая очередь «КрымавтоГАЗа»... первая очередь оборудования комплекса «Хайден» будет запущена в этом году. Она может быть не запущена только при физическом устранении Лазарева, а так в любом случае всё будет запущено, и мы создадим более трёх тысяч рабочих мест, - заявлял Анатолий Лазарев в интервью Борису Левину.

Действительно, предприя­тие работало ещё несколько лет. Считается, что оно прекратило своё существование в 2006 году. До этого Горьковский автозавод был куплен компанией Олега Дерипаски - «Сибирский алюминий». 

- Отец, а за ним и я, ушли с работы. Это было очень болезненное решение. В тот момент всем нужны были деньги, как можно больше прибыли. Никто не думал о развитии, что может такое предприятие дать Крыму. За дальнейшей судьбой проивзодственных мощностей я не следил. Это тяжело психологически, - говорит Юрий Лазарев.

Сейчас на территории мощного когда-то предприятия только площадки под аренду. При этом Анатолий Лазарев заявлял, что «Крымавтогаз» может обеспечить половину бюджета всего полуострова. 

- Не знаю, можно ли что-то сделать здесь в наше время. Тео­ретически, есть площади под военное производство. Но тут опять же вопрос решимости. Был бы Сталин - давно бы вернул в Севастополе «Муссон», возродил бы «Крымавтогаз». Но нет такого человека сейчас, - сокрушается наш собеседник. 

Юрий Лазарев уверен - капиталистическая олигархичес­кая система уничтожила потенциал предприятия. Кому-то это стало невыгодно, хотя многие люди вложили огромное количество сил, потратили большую часть своей жизни на то, чтобы Крым славился автомобилями, собранными у нас на полуострове. 

Валентина БУЙЛОВА.