Медаль партизана

2 Сентябрь 2023 552
Фото радиограммы крымских партизан.
Фото радиограммы крымских партизан. Фото автора.

Она появилась 80 лет назад, 2 февраля 1943-го, - медаль «Партизану Отечественной войны» первой и второй степени - награда народных мстителей, сражавшихся в тылу врага. Автор рисунка с профилями Владимира Ленина и Иосифа Сталина и надписью по кругу «Партизану Отечественной войны. СССР» - Николай Москалёв. Появилась, спустя без малого два года после директивы «В занятых врагом областях создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями армии противника». К тому времени многих партизан уже и не было - погибли (но новые мстители вступали в битву), кого-то награждали посмертно, по ходатайству выживших друзей из отрядов, кого-то медаль так и не нашла… Впрочем, им, народным героям, главная награда - спасённая Родина. Крым - край партизанской славы. И славы подпольщиков, сражавшихся с врагом в населённых пунктах, помогавших партизанам, становившихся ими. Увы, для подпольщиков не было отдельных орденов и медалей, да и общие получали редко, в основном - посмертно, спасённая Родина им тоже лучшая награда. О наших героях подполья вспомним обязательно в газете. И не забываем, что есть памятная дата 28 октября - День памяти и славы крымских партизан и подпольщиков - в 1941-м тогда был создан Штаб партизанского движения Крыма.

Тысячи - к бою

Готовиться к борьбе на полуострове начали почти сразу после сообщения о нападении фашистов: в августе эвакуация предприятий и хозяйств, скота, оборудования началась… Спасая стада, погиб папа нашей читательницы фронтовика Марии - Павел Цебренко, два его сына Иван и Дмитрий пали на фронте, Дмитрий - за Феодосию. Сколько эшелонов, увозивших оборудование и семьи сотрудников предприятий, попали под вражеские бомбёжки, сколько людей погибли в пути… Когда в сентябре 1941-го бои начались на крымской земле, подготовка усилилась, формировались отряды из патриотов, позже к ним добавятся и красноармейцы, вынужденные отступать под фашистским напором. Алексей Мокроусов, командовавший партизанами ещё во время Гражданской войны, стал командиром партизанских отрядов Крыма, комиссаром - Серафим Мартынов, секретарь Симферопольского горкома партии, начальником штаба Иван Сметанин (менее чем через месяц его из-за неважного здоровья заменят, к слову, и руководство, и структура партизанского движения у нас менялись часто). Лес разбит на 5 районов (к концу 1942-го останется 3, потом появится 2 сектора), в которых хотели разместить 29 отрядов, ещё 3 - в каменоломнях Керченского полуострова, но там они появились только в Аджимушкайских и Старокарантинских, в Караларских выработках, катакомбах Ленино и Ак-Моная организовать борьбу не удалось. В леса же 1 ноября, к моменту оккупации большей части Крыма, пришли лишь 24 отряда, 3 созданы позже из остатков воинских частей - всего тогда почти 3,5 тысячи партизан. К концу 1943-го появится 8 бригад, объединяющих 33 отряда, а в начале 1944-го создадут Северное (командир Пётр Ямпольский, комиссар Николай Луговой), Южное (Михаил Македонский, Мустафа Селимов), Восточное (Владимир Кузнецов, Рефат Мустафаев) соединения, объединившие 7 бригад и 27 отрядов… Почти 900 дней десятки отрядов, сотни подпольных групп полуострова сражались с врагом - 252 боя, более 1600 диверсий и более 4 тысяч народных мстителей, что так и остались на той войне. Они все спасли Родину, все - победители.

Очевидцы вспоминали, что ноябрь и первая военная зима были холодными, да и голодать партизанам пришлось (сколько вот так от голода погибло!): большинство созданных баз с продовольствием выданы предателями и разгромлены фашис­тами. А начштаба Иван Сметанин вообще писал: «Закладка баз проводилась небрежно. Ямы не просушивались, в результате сгнило много продуктов. Были дни, когда партизаны жарили и ели свои постолы (обувь), оленью кожу и мясо убитых лошадей 6-месячной давности. Имели место случаи людоедства (людоеды расстреляны)». Но сражались, в тяжелейших условиях воевали патриоты - до освобождения Крыма, Победы. Воевали с одного из первых боёв, 5 ноября (порой упоминается 3-е) 1941-го в районе Нижнего Кок-Асана - 17-й Ичкинский отряд (командир Михаил Чуб) 2-го района четыре часа удерживал фашистов, чтобы смогли уйти обессиленные бойцы 297-го стрелкового полка 184-й дивизии, госпиталь и сводная группа остатков 294-го полка НКВД. Решение о бое (командир был в штабе района) приняла комиссар отряда Вера Золотова, срочно вернувшийся командир взял управление. Партизаны уничтожили 123 фашиста, но в отряде погибли четверо, шестеро пропали без вести, трое - ранены.

Из 2-го района

Второй партизанский район - это Зуйские и Карасубазарские леса, отряды - Джанкойский, Биюк-Онларский, Зуйский, Ичкинский, Сейтлерский, Колайский, Карасубазарский, пять Красноармейских. Командиры - участник Гражданской войны, тогда тоже крымский партизан, Иван Генов, позже - Николай Селихов, тоже участник Гражданской, командир Судакского десанта. В память о первом остались тетради дневника и недавно появившийся памятник в родном посёлке партизана - Садовое (Ново-Царицыно), что считают данью всем героям района. В память о втором, офицере, после партизанских боёв сражавшемся на Северо-Кавказском фронте и погибшем в феврале 1943-го в Краснодарском наступлении, запись на радиограммах, датированных 29 марта - 2 мая 1942-го. Они хранятся в Государственном архиве республики.

«2 апреля 1942-го. Копалкину (речь о начальнике разведотдела Крымского фронта Василии Капалкине, сумевшем в начале того года установить связь с партизанами, - о нём расскажем в одном из будущих номеров. - Ред.). За 31-е на Феодосийском шоссе уничтожены: автомашина, 15 немцев и вырезано 2 километ­ра полевого кабеля. На дороге Ускут-Еникале уничтожены 21 румын, 2 подводы с грузом и срезано 300 метров полевого кабеля. Сосредоточился в районе 5 километров южнее Айянма, завтра выступаю в район Сугут-Оба (теперь на вершине, неподалёку от Белогорска, - памятник партизанам. - Ред.). Селихов. Баскадзе (Михаил Бускадзе - комиссар. - Ред.)». Радиограммы командования 2-го района в штаб Крымского фронта, спрятанные в металлическую коробочку, в 1997-м нашли школьники, передали в архив, реставраторы спасли рассыпающиеся листки истории. Специалисты предполагают, что их закопал погибающий радист, имя его, увы, так и осталось неизвестным. Только предположения: Толя, Ася, Надя, Иванов… имена радистов, которых прислали с Большой земли, вспомнила Мария Харченко (тогда 18-летний боец разведгруппы Маша Порчинская), когда однажды увидела радиограммы на выставке в архиве. Папа девушки, Леонид Людвигович, создал подпольную группу в Белогорском районе, погиб, как и старшие брат и сестра Марии - Семён и Галина. А её, контуженную, раненную, смогли спасти, чтобы дальше воевала. Среди наград была и медаль «Партизану Оте­чественной войны».

О первом награждении медалью народных мстителей полуострова наша газета, тогда «Красный Крым», рассказала 17 марта 1943-го. Кстати, коллеги тоже были крымскими партизанами, погибшие Исай Блох, Иван Сухиненко, Георгий Кокушинский, Ефим Певзнер, Александр Стогний, дожившие до Победы - Евгений Степанов (редактор), Сергей Лаганбашев, Эммануил Грабовецкий. Андрей Казанцев, Михаил Сохань тоже награждены медалью. «За отвагу, геройство и выдающиеся успехи в борьбе с ненавистным врагом медалями первой степени награждены 24 человека. Медалями второй степени награждены 115 партизан. Среди награждённых врач Ольга П., оказывавшая больным и раненым партизанам медицинскую помощь в тяжёлых условиях». О ней, Ольге Приходько, писал в дневнике Иван Генов: «Наша уважаемая докторша». Ольга Григорьевна родилась в 1919-м, на фронт сотрудница медслужбы аэродрома под Севастополем ушла добровольцем, младший врач санитарной роты 294-го стрелкового полка 184-й стрелковой дивизии войск НКВД, по данным Центрального архива Министерства обороны России, пропала без вести 1 ноября 1941-го (им, обессиленным, отступавшим, помогли спастись партизаны в первом бою). Но выжила, воевала в партизанском отряде, потом - в разведотряде штаба Черноморского флота. Сохранился наградной лист к ордену Отечественной войны (представляли к Красной Звезде): «Являясь врачом разведывательного отряда 31 марта 1944-го на парашюте совершила прыжок в тыл противника в районе Старого Крыма. В результате её самоотверженной борьбы отряд не имел потерь. Показала образцы мужества и умения в выполнении заданий, участвуя в разведывательных операциях. <> До этого была врачом в партизанской бригаде в Крыму, неоднократно ходила с отрядами партизан на боевые задания, спасла жизни многим офицерам и партизанам». К счастью, военврач тоже дожила до Победы…

Войну нельзя забывать, чтобы не повторилась. Мы, нынешние, живём благодаря тем героям, выжившим и павшим, за них живём. И помнить должны. Продолжаем листать архивные подшивки, узнавая, что писала наша газета 80 лет назад, в год, переломивший окончательно ход Великой Отечественной.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.