Жёстче контроль

Обзор главных экономических событий недели

29 Август 2023 626
По новым правилам общепит обязан отчитываться за каждый отпущенный бокал спиртного и даже за несколько миллиграммов, добавленных в коктейль. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.
По новым правилам общепит обязан отчитываться за каждый отпущенный бокал спиртного и даже за несколько миллиграммов, добавленных в коктейль. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.

С 1 сентября российский рынок крепкого алкоголя и сигарет ждут большие перемены. Рестораны обяжут отчитываться о каждой порции проданного спиртного, а минимальную цену на пачку сигарет теперь будет устанавливать федеральное правительство.

Бодяжить не получится

Рестораны и бары с сентября обяжут наравне с магазинами передавать данные об объёмах розничной продажи алкоголя в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Законодатели поясняют такое решение необходимостью вывести из тени оборот спиртного. Под новеллу не подпадают слабоалкогольные продукты: пиво, сидр и медовуха. 

Сейчас вскрытую бутылку в ресторанах помечают как реализованную, сканируют её акцизную марку, а акт о продаже бутылки отправляют в ЕГАИС. С сентября информацию будут передавать о каждой проданной порции. Общий объём порций из одной бутылки не должен превышать её объёма. Если из бутылки 1000 мл разлили 1200 мл, возникнет закономерный вопрос: откуда лишний алкоголь? Может быть, это контрафакт? 

С осени Росалкогольрегулирование возьмёт на себя контроль и за оборотом сигарет. Поводом к ужесточению регулирования рынка стало засилье контрафакта. 

«В отличие от спиртного розничные продажи сигарет пока не станут лицензируемой деятельностью, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на малый и средний бизнес, - отметили в пресс-службе Минфина РФ. - Согласно поправкам продажи сигарет будут контролировать через специальную систему мониторинга Центра развития перспективных технологий. В системе должны регистрироваться производители и импортёры, а также поставщики табачной продукции и сырья».

Кроме того, согласно нововведениям в законодательстве, государство берёт на себя функцию устанавливать цену, ниже которой никотинсодержащая продукция не сможет стоить в рознице. Это касается и электронных сигарет.

Подорожает, но не сильно

В Минсельхозе РФ опровергли появившуюся в некоторых СМИ информацию о росте цен на хлеб в связи с увеличением стоимости зерна. 

«Ожидаемая динамика цен на хлеб не превысит уровень общей инфляции в стране, - заявили в пресс-службе министерства. - Самообеспеченность России зерном значительно превышает внутренние потребности. Так, на фоне рекордного прошлогоднего урожая цены на продовольственную пшеницу сейчас ниже уровня за аналогичный период 2022-го. При этом стоимость пшеничной муки у производителей на 13,2% ниже, чем годом ранее. Текущее плавное повышение цен на зерно не окажет значимого влияния на себестоимость хлеба и хлебобулочных изделий. Стоит отметить, что значительная доля производственных затрат в этой сфере приходится на другие составляющие, включая заработную плату, электроэнергию, логистику».

В Минсельхозе отметили также, что качество российского зерна в этом году находится на высоком уровне - около 75% пшеницы относится к продовольственным классам.

Официальные участники

С 1 сентября торговые площадки, которые продают товары разных продавцов через интернет (маркетплейсы) наконец будут признаны участниками оборота товаров. В связи с этим их обяжут нести ответственность за продажу контрафактной продукции. Речь идёт о товарах, которые попадают под обязательную маркировку (обувь, фототехника, шины, парфюмерная продукция, молочные продукты и бутилированная вода), но не содержат знак идентификации.

«До сих пор некоторые маркетплейсы не признавали себя участниками оборота товаров и заявляли, что оказывают исключительно логистические услуги, то есть только доставляют продукцию потребителю, - отметили в Минпромторге РФ. - Если маркетплейсы не являются участниками продаж, они по закону не отвечают за маркировку товаров - это позволяло компаниям уходить от ответственности и не контролировать поток продукции без меток на своих площадках. Однако в действительности помимо функций доставки и онлайн-витрины, компании оказывают услуги складского хранения, подготовки товаров к продаже и их передачу конечному потребителю, за что принимают денежные средства».

Елена ЮМАНОВА.