Чем заправишься - на том и поедешь

17 Август 2023 375
Пробы, с которыми работают в лаборатории, обезличены - их различают по номерам на пробирках.
Пробы, с которыми работают в лаборатории, обезличены - их различают по номерам на пробирках. Фото Анны Кадниковой.

Доля выявленного контрафактного топлива на российских заправках продолжает снижаться. По данным Росстандарта, в прошлом году она составила примерно 3,9% от общего объёма. И это при том, что в стране продолжает действовать мораторий на плановые проверки автозаправочных станций. Для сравнения: в 2015 году на рынке наблюдалась местами 20%-я доля фальсифицированного топлива. Дело в том, что сейчас потребители стали сознательней и ведут своего рода гражданский контроль качества топлива. Помогают им в этом лаборатории по испытанию нефтепродуктов. Одна из них уже несколько лет работает в Крыму. Причём лаборатория Росстандарта на полуострове – одна из самых оснащённых в стране.

Контроль на месте

Несколько лет назад, летом 2016 года, Крым захлестнула волна жалоб автомобилистов на некачественный бензин, реализуемый на местных АЗС. В трёх случаях из десяти попадалось топливо, после заправки которым приходилось отправлять машину на ремонт.

- При этом в республике не было ни одной аккредитованной лаборатории, протокол которой мог бы в суде неоспоримо свидетельствовать о качестве топлива, - рассказывает генеральный директор ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РК»  Геннадий Коптев. - Это значит, что могли быть оспорены любые выводы специалистов относительно несоответствия топлива на АЗС требованиям технического регламента и ГОСТа. В связи с этим Росстандарт выделил Крыму 150 млн. рублей на создание специализированной лаборатории. Буквально за один год мы подготовили помещения, закупили оборудование. При этом даже сэкономили почти 40 млн. рублей и вернули их в федеральный бюджет.

Лаборатория Росстандарта является независимой. Она оснащена оборудованием, позволяющим проверить качество любых типов бензина, авиационного и дизельного топлива, мазута, судового, печного, отработанного топлива, сжиженного углеводородного газа, различного масла – смазочного, гидравлического, трансмиссионного, трансформаторного. Кроме того, лаборатория может провести экспертизу сопутствующих товаров, реализуемых на АЗС. Например, стеклоомывающих жидкостей.

При этом предприятие не является надзорным органом – оно лишь устанавливает соответствие качества продукта тому, что заявляется производителем или продавцом. Если выявлены нарушения, заказчик испытаний может обратиться с результатами в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Ключевые показатели

Лаборатория ориентирована, прежде всего, на испытания бензина и дизельного топлива. Стандартный анализ бензина, согласно требованиям технического регламента и ГОСТа, предусматривает 20 качественных характеристик. Но при необходимости можно делать и расширенный спектр. Есть приборы, позволяющие определить физико-химические свойства топлива: вязкость, плотность, фильтруемость, смазывающую способность, зольность, содержание воды, температуру вспышки, замерзания и другие. Эти показатели важны для оценки кондиции и качества продукта. Вторая группа оборудования определяет показатели безопасности. Измеряется содержание свинца, марганца, железа, серы, ароматических углеводородов, кислотность, наличие смол.

- В современных бензинах не должно быть свинца, - объясняет начальник лаборатории Станислав Костык. - Раньше его использовали для повышения октанового числа, то есть для улучшения детонационных свойств. Однако впоследствии выяснилось, что при сгорании топлива свинец выделялся в атмосферу, оседал на полях, попадал в пищу и воду, что приводило к появлению у людей серьёзных заболеваний. В том числе онкологических. В современном топливе, согласно нормативам, свинца не должно быть вообще. Равно как и железосодержащих и марганецсодержащих присадок, которые также применяли в прошлом. Когда эти вещества распыляются в окружающую среду, они представляют серьёзную опасность для экологии.

Каждый автомобиль настроен на своё октановое число, поэтому данный показатель в топливе является одним из важнейших. Повышенным двигатель не испортишь, а вот пониженным – можно. Не секрет, что бывают случаи, когда на АЗС топливо низкой категории выдают за более дорогое. Проверить порядочность продавца можно в условиях крымской лаборатории. Октановое число здесь определяется специальными моторными методами. То есть бензин не просто анализируется в колбе, а заливается в настоящий мотор. Специальный индикатор показывает, какое это топливо.

Ещё один важный показатель – массовая доля серы. Кстати, именно это вещество придаёт топливу характерный неприятный запах. Очень важно, чтобы содержание серы в бензине и дизельном топливе было не выше 10 миллиграммов на килограмм пробы. В этом случае можно говорить о том, что топливо соответствует экологическим нормам: чем меньше серы, тем меньше вредных выбросов в атмосферу. Приборы лаборатории позволяют очень точно и быстро определить этот показатель.

- Комплектуя лабораторию, мы ставили перед собой задачу подобрать максимально автоматизированное оборудование, в котором погрешность человеческого фактора сводилась бы к минимуму, - рассказывает первый заместитель генерального директора ФБУ «Крымский ЦСМ» Елена Качан. - Задача оператора – провести градуировку оборудования и снять показания. У нас есть государственные стандартные образцы на каждый вид показателей, будь то плотность или вязкость, температура вспышки и замерзания, фракционный состав, содержание серы, бензола, железа, свинца или октановое число. Таким образом, мы в любой момент можем свериться с эталоном и отградуировать наши приборы так, чтобы они показывали достоверные и точные значения.

Максимальная точность

Все пробы, с которыми работают сотрудники лаборатории, обезличены. То есть, когда приходит образец, исполнитель не знает, что это за топливо. Ему известен только номер пробы. Благодаря этому анализ получается максимально объективным.

- В целом ситуация с качеством топлива по республике стала значительно лучше после того, как начал работу государственный надзор, стали проводиться отборы проб, - отмечает Елена Качан. – Но тем не менее, жалобы поступают и регион до сих пор находится в проблемной зоне.

При комплектовании лаборатории учли всё, самые тонкие нюансы работы техники. Приборы откалиброваны с учётом климатических особенностей полуострова, высоты расположения над уровнем моря. Всё испытательное оборудование регулярно проходит государственную поверку.

Во время курортного сезона, а также посевной и уборочной компании в крымскую лабораторию по вопросам проведения испытаний топлива обращаются туристические организации, у которых есть свой автопарк, а также сельскохозяйственные и строительные предприятия, которые используют дорогостоящую технику и заботятся о том, чтобы заправлять её качественным топливом. Приходят пробы с нефтебаз, которые завозят топливо в Крым и хотят удостовериться, что оно качественное. Редко, но обращаются крупные нефтетрейдеры – если сомневаются в партии поставленного топлива.

- Лаборатория не простаивает ни одного дня: постоянно приходят заявки, образцы, - резюмирует Геннадий Коптев. - Предприятие является прибыльным: доход лаборатории на сегодня составил около 7 млн. рублей. Она считается лучшей по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам и является самой мощной и высокооснащённой в системе Росстандарта.

Елена ЮМАНОВА.