Какую выгоду получат порты юга

4 Август 2023 445
Инфографика Ирины ТЕПЛОВОЙ/РГ.
Инфографика Ирины ТЕПЛОВОЙ/РГ.

После завершения зерновой сделки Украина потеряла возможность зарабатывать на вывозе пшеницы через свои черноморские порты. Следовательно, возможность нарастить экспорт появилась у российских стивидоров (компаний, занимающихся погрузкой и разгрузкой судов). На фоне высокого урожая и спроса на качественное зерно черноморские гавани сегодня работают с полной загрузкой, и прогноз на этот год подтверждает готовность повторить экспортный рекорд сезона-2022-2023, сообщил корреспондент «Российской газеты». Какие сложности могут возникнуть у транспортников из-за отказа от зерновой сделки?

Россия ожидает отличный урожай и готова заместить украинское зерно, что позволит обеспечить продовольствием беднейшие страны мира. Об этом накануне саммита «Россия - Африка» в своей статье заявил президент России Владимир Путин. Причём сделать это РФ готова на безвозмездной основе.

Поставки уже идут, причём с дисконтом к европейским ценам, сообщила РИА «Новости» директор департамента аналитики Российского зернового союза (РЗС) Елена Тюрина. По её словам, Минсельхоз США в 2023-2024 году ожидает снижение экспортного потенциала Украины в части поставок пшеницы на 37,5%, до 10,5 миллиона тонн. После завершения зерновой сделки столько уже не сможет попасть на мировой рынок, а Россия, учитывая её инфраструктурные возможности для экспорта, вполне способна возместить убыток.

За год действия соглашения с Украины вывезли 32,8 миллиона тонн грузов, из них 70% ушло в обеспеченные страны, а на долю беднейших стран пришлось менее 3% общих поставок - меньше миллиона тонн. Таким образом, сделка не оправдала своего гуманитарного назначения.

По данным Росстата, сбор зерновых и зернобобовых культур в 2022 году в РФ составил рекордные 157,6 миллиона тонн, что на 29,9% больше, чем в 2021 году. В этом году ожидается поменьше, всего 123 миллиона тонн, но с учётом переходящих остатков прошлого сезона (свыше 16 миллионов тонн) российский экспорт вполне может приблизиться к прошлогоднему рекорду.

По словам руководителя российского подразделения Agrozan Commodities DMCC Сабины Содиковой, завершение зерновой сделки пока не сказывается на работе российских портов.

- Они и сегодня работают с полной загрузкой, - говорит Сабина Содикова. - Однако из-за повышенных требований безопасности проверка судов происходит дольше обычного раза в два. Также отменена ночная проводка судов через Керченский пролив.

Российские страховые компании, по её словам, продолжают страховать суда. Экспортёры вполне готовы заместить выпадающее с рынка украинское зерно. Экспортный потенциал украинского зерна в 2023 году оценивался в 30 миллионов тонн, тогда как российский экспорт в нынешнем году может составить 55-60 миллионов тонн.

Евгений РАКУЛЬ.