Спасибо, что живой

Окончание. Начало в №№129, 132 за 26 и 29 июля 2023 г.

31 Июль 2023 1256
Добровольцы украинской дивизии СС «Галичина». Польша, 1943 год.
Добровольцы украинской дивизии СС «Галичина». Польша, 1943 год.

Правительство СССР заключило соглашения с США, Великобританией и Францией, которые предусматривали совместное решение вопросов, связанных с содержанием, материальным обеспечением и взаимной отправкой на родину всех репатриантов. Но уже с первых дней выявились не только разногласия в этих вопросах, но и открытое противодействие союзников советской стороне.

Они всячески затягивали возвращение в СССР военнопленных, которые оказались в их зоне оккупации. Власовцы, казаки атаманов Краснова и Шкуро, легионеры национальных формирований, как правило, репатриировались, в случае необходимости насильственно. А вот бандеровцев, военнослужащих украинской дивизии СС «Галичина», а также прибалтов союзники не отдавали. Более того, им помогали переместиться в Соединённые Штаты, Канаду, Австралию и другие страны. Политические элиты США и Великобритании полагали, что этот враждебный СССР человеческий материал может им пригодиться в будущей войне.

В январе 1945 года Управление по делам репатриации подготовило справку «О фактах ненормального отношения к советским военнопленным и гражданам, находящимся в лагерях, со стороны американских военных властей». Попавшие в английские лагеря советские военнопленные сталкивались с тем, что их заставляли снять советскую форму и надеть тюремные робы, в то время как немецким офицерам разрешалось носить свою. В лагеря свободно допускались священники, которые активно агитировали оставаться на Западе.

Со свойственной им практичностью американцы использовали бывших военнопленных на хозяйственных работах. Как указывал генерал Василий Драгун из Парижа, в лагере США в окрестностях Льежа такие работы продолжались по 12 часов каждый день, включая воскресенье. Была установлена норма - разгрузка 14 грузовых машин. Получалось 20 тонн на человека. И это для не очень здоровых, измученных лагерями людей! Им платили 2000 франков в месяц, удерживая затем 900 франков за питание. В Соединённых Штатах 400 бывших военнопленных оказались на принудительных работах в имении сенатора Бирда в городе Винчестере.

Приводились и совершенно возмутительные факты: «Недопустимое издевательство было проявлено 23.11 американским капитаном, когда на его вопрос, кто хочет добавки к пище на обед и ужин, одним гражданином было заявлено желание. Капитан приказал налить этому гражданину 5 литров супа и с надписью на груди - «я свинья, ем пять литров супа» - поставил его на потеху к выходу». Начальник 1-го управления НКГБ, руководитель советской внешней разведки генерал-лейтенант Павел Фитин в записке указывает, что советских военнопленных и перемещённых лиц американцы используют на самых чёрных работах. Так, в Веймаре офицеры США привлекли к хозяйственной работе 15 советских женщин, только что освобождённых из Бухенвальда. В лагере Ренес администрация заставила военнопленных лейтенанта Колера и младшего лейтенанта Королькова впрячься в повозку с грузом и тащить её. Следом шёл американский солдат Шир и бил обоих палкой.

Отдельно следует сказать о вербовке в армию США. Оформлением документов в данном случае занимались американские офицеры и их агенты из числа русских белоэмигрантов. К подобной работе привлекались и некоторые невозвращенцы, хорошо понимавшие психологию соотечественников и знавшие о присущих им страхах. Этим людям поручалось оформление анкет бывших пленных с точным указанием их прежних мест работы и родственных связей. Понятно, что будущих солдат армии США планировали задействовать не для выращивания кукурузы в штате Колорадо. Активную вербовку советских граждан, также с помощью белоэмигрантов, вели и французские власти. Они уговаривали бывших пленных вступить в Иностранный легион, некоторых заставляли подписать обязательство обманным путём. Тем, кто соглашался, могли по желанию оформить поддельные документы, сменить фамилию, подданство, даже указать, что они участвовали в партизанском движении.

Что касается тех, кто вернулся на Родину, то окончательные итоги их проверки выглядят следующим образом. К 1 марта 1946 года были репатриированы 4199488 советских граждан (2660013 гражданских и 1539475 военнопленных), из них 1846802 человека поступили из зон действия советских войск за границей, 2352686 - от англо-американцев и из других стран. Из более чем 1800000 выживших военнопленных 277000 были отпущены домой, 1200000 - отправлены в армию или рабочие батальоны. 338000 человек - как правило, бывшие коллаборационисты и предатели - были переданы специальным органам для последующего расследования. Из них были репрессированы 245000 человек. Сложный процесс возвращения и проверки советских граждан продолжался до конца 1952 года, когда Совет министров СССР принял решение об упразднении Управления по делам репатриации как выполнившего свою задачу.

Учёные, публицисты, занимающиеся проблемой репатриации советских граждан, нередко становятся на прямо противоположные позиции. Одни считают абсолютно правильной политику советского государства в этом вопросе, другие квалифицируют обязательную репатриацию как гуманитарное преступление. Нет сомнений, что эта тема нуждается в дальнейшем изучении, она достаточно сложна и противоречива и ждёт своих беспристрастных исследователей, допущенных к закрытым архивам. Согласимся с крупнейшим исследователем указанной проблемы доктором исторических наук Виктором Земсковым: «Хотя во всей истории с репатриацией советских перемещённых лиц имели место элементы и насилия, и нарушения прав человека, и гуманитарного преступления, всё же во главу угла следует поставить совсем другое. В своей основе, несмотря на все издержки, это была естественная и волнующая эпопея обретения Родины миллионами людей, насильственно лишённых её чужеземными завоевателями».

Рафаэль ГУСЕЙНОВ, кандидат исторических наук.

Источник: www.историк.рф