Спасибо, что живой

После окончания Второй мировой войны миллионы советских граждан оказались за рубежом. Их возвращение домой было непростым делом не только для них, но и для властей СССР.
Управление по делам репатриации
Вопрос о возвращении на Родину советских военнопленных, насильно угнанных в Германию граждан СССР и беженцев является одним из наименее изученных в исторической литературе. До конца 1980-х годов документы по этой теме в нашей стране были засекречены. Как обычно бывает, отсутствие информации породило множество мифов. Самый популярный (и самый недостоверный) гласит, что все прибывшие из-за рубежа прямиком отправлялись в сталинские лагеря.
Историки называют общую цифру граждан СССР, которые оказались в странах Европы, в основном в Германии, к маю 1945 года, - 7 млн. человек. Из них 2 млн. - военнопленные, остальные - остарбайтеры и беженцы. Советское правительство стремилось вернуть максимальное количество своих граждан: сильно пострадавшая от войны страна нуждалась в рабочих руках для восстановления хозяйства. Вместе с тем возвращенцев требовалось не только отправить на Родину, но и тщательно проверить: среди них было немало пособников нацистов, причастных к военным преступлениям.
23 октября 1944 года Совет народных комиссаров СССР утвердил «Положение об Управлении Уполномоченного СНК по делам репатриации» и установил штаты нового ведомства и его представительств за границей. Во главе управления был поставлен генерал-полковник, а позднее маршал Филипп Голиков. Войну он встретил в должности начальника Главного разведывательного управления Генштаба РККА, затем не очень удачно командовал армиями и фронтами. Но у него имелось качество, которое Иосиф Сталин ценил: Голиков был чрезвычайно исполнителен и всегда двигался в том направлении, которое указывал вождь.
В справке кадровой службы ведомства, подготовленной в октябре 1944 года, отмечалось, что управлению по штату генеральского и офицерского состава положено 386 человек, а также 30 вольнонаёмных. На тот момент было отобрано 150 человек, из которых 120 участвовали в Великой Отечественной войне, 110 имели правительственные награды, а четверо были Героями Советского Союза.
Согласно отчёту о деятельности управления, подготовленному для Голикова, к июлю 1945 года это была уже крупная военная организация. Что она собой представляла? Процитируем этот документ: «1. Для проведения работы по репатриации советских граждан организовано два управления по репатриации при Военных советах групп войск Центральной и на территории Германии общей численностью 158 человек и отделы по делам репатриации при Военных советах Северной и Южной групп войск по 17 чел. каждый, а также отделы по репатриации при Военных советах армий в составе 10 чел. каждый... Всего в управлении, за границей и в войсках, работают (вместе с намеченными к отправке) 800 штатных офицеров, кроме того, на территории Франции, Бельгии и Западной Германии привлечены в помощь 153 специально отобранных офицера из числа самих репатриантов.
2. Для приёма от союзного командования советских репатриантов через линию войск на линии этих войск создано 7 приёмо-передаточных пунктов. Через эти же пункты производится передача военнопленных и граждан союзных нам государств, освобождённых Красной Армией. Прибывающие советские граждане перед отправкой на родину размещаются в лагерях и сборно-пересыльных пунктах. Для этой цели в районах групп войск специально организовано 100 лагерей и 46 сборно-пересыльных пунктов общей ёмкостью на 1300000 чел. На работе в этих лагерях и СПП, а также для сопровождения эшелонов привлечено до 15000 офицеров.
3. Для приёма советских граждан, направляемых всеми видами транспорта и пешим порядком с территорий групп войск, на госгранице СССР создано 35 сборных пунктов и лагерей общей ёмкостью на 350000 чел.».
Условия содержания в этих лагерях были достаточно суровыми. Представляет интерес письмо неизвестного автора, присланное в Управление по делам репатриации из лагеря 48 в Ростовской области: «Здесь содержатся люди всех возрастов и национальностей. Все они или были в плену в Румынии, Финляндии, Германии, или проживали когда-то на оккупированной территории... На деле на низах творится совершенно противное. Люди, заключённые в эти туберкулёзные питомники, годами и месяцами ожидают решения своей судьбы, сидят в заключении без суда и, пожалуй, следствия. Работают в шахтах, питаются когда чем, и протухшей капустой, и полугнилыми помидорами. Люди живут впроголодь, голодные, грязные, без белья, вшивые, в барачных помещениях, все щели в которых полны клопами и разными паразитами. Свидания не разрешают. Жёны, приезжая на свидания с мужьями, или матери с сыновьями сутками просиживают у проволоки и ни с чем уезжают домой обратно...».
Советские граждане, вывезенные немцами с оккупированных территорий СССР, перед репатриацией из Германии. 1945 год.
Брат лошади Ворошилова
В условиях послевоенного хаоса необходимо было разобраться с биографиями миллионов людей, узнать, являлись ли они на самом деле гражданами СССР и как оказались за границей. Нередко у них отсутствовали документы или имелись только бумажки с сомнительными печатями. Многие находились в тяжёлом физическом и психологическом состоянии. Отделы управления собирали и обобщали данные о пребывании советских граждан за рубежом, готовя их к репатриации.
В некоторых странах офицеры управления были единственными представителями СССР, и им доводилось заниматься проблемами, решение которых не входило в их прямые обязанности, - например, возвращением похищенных немцами материальных и художественных ценностей. Им мы обязаны передачей на родину Минской картографической фабрики, Киевской киностудии, коллекции книг из Пулковской обсерватории. В июле 1945 года на территории Германии был обнаружен конный завод имени Будённого, угнанный немцами с Дона. В живых остались 535 чистокровных племенных лошадей из 2500, бывших когда-то в наличии. Английские военные власти отказывались их выдавать, ссылаясь на то, что «кони - не люди и репатриации не подлежат». Но доблестный майор Леонид Гурьев из управления пресёк эту попытку. «12 июля 1945 года, - пишет он, - 535 чистокровных производителей (в том числе брат лошади К. Е. Ворошилова), арабские жеребцы, матки и молодняк перешли границу, разделяющую Красную Армию от союзных войск».
Тоска русского человека по Родине иногда приводила к неожиданным ситуациям. В январе 1945-го в Тегеране среди желающих вернуться в СССР обнаружились трое русских - граждане Российской империи, которые попали в немецкий плен ещё во время Первой мировой войны. Судьба изрядно потрепала этих людей, до 1944 года они жили в Италии, а теперь просились в Советский Союз. Нет сомнений, что доехать до Родины им помогли, а вот как сложилась их жизнь дальше, трудно предположить.
(Окончание читайте в одном из следующих номеров).
Рафаэль ГУСЕЙНОВ, кандидат исторических наук.
Источник: www.историк.рф