Дайте мне сдачу!

12 Июль 2023 447
Администрация магазина обязана обеспечивать кассиров деньгами для сдачи.
Администрация магазина обязана обеспечивать кассиров деньгами для сдачи. Фото Анны Кадниковой.

Чем больше люди пользуются безналичным расчётом в магазинах, тем чаще сталкиваются с нехваткой наличных денег. И если в крупных сетевых магазинах такой проблемы нет, то в небольших торговых точках недостача монет и купюр куда более ощутима. Так, на прошлой неделе нашему корреспонденту отказались отпускать товар, так как у кассира не нашлось сдачи с пятитысячной купюры. Мы решили разобраться в ситуации и понять, кто в ней виноват, и что делать.

Непосредственно в магазине нам предложили два способа решения проблемы: оплатить товар картой, или сбегать куда-нибудь и разменять крупную купюру. Ни один вариант не подошёл, так что за покупками пришлось идти в другой магазин. 

По закону, заботиться о достаточном количестве денег для сдачи должен продавец, поэтому если вас посылают за разменом, можете смело, но культурно посылать туда же кассира. Покупка в любом магазине - это форма публичного договора. Отказаться от сделки по причине отсутствия денег на сдачу продавец не может, так как тем самым он нарушает закон. В п. 3 ст. 426 ГК РФ указывается: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».

Более того, обязанность индивидуального предпринимателя или администрации магазина обеспечить кассира или продавца некоторым количеством разменных денег установлена п. 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением, утверждённых Минфином РФ 30.08.1993 №104 (однако сейчас данные правила не подлежат обязательному применению).

При этом ругаться с кассирами не стоит. Наличие купюр для сдачи, как правило, обеспечивает именно руководство, а не сам кассир или продавец. Поэтому предъявлять претензии непосредственно лицу, стоящему за прилавком, которое, как и вы, становится заложником обстоятельств, не стоит - необходимо жаловаться напрямую начальству. 

Нередко «на сдачу» предлагают приобрести какие-то дополнительные товары, чтобы сумма сдачи была меньше или вообще отсутствовала. Это также нарушает закон, продавец не имеет права принуждать клиентов покупать что бы то ни было.

По большому счёту, проще всего решить проблему, просто отправившись в другой магазин. Но иногда продавцы ведут себя вызывающе по отношению к клиентам с купюрами большого достоинства, так что возникает желание вос-становить справедливость. Для этого есть несколько способов.

Первым делом стоит вызвать администратора и изложить ему проблему. Возможно, он сможет разрешить ситуацию сразу, принеся разменные купюры для кассира.

«Если администрация не идёт навстречу, уточните, есть ли в магазине Книга отзывов и предложений (с недавних пор она стала необязательной). В случае её наличия оставьте жалобу, укажите при этом свои реквизиты (адрес, электронную почту), тогда вам должны будут ответить письменно», - советуют эксперты портала Роскачество.

Вместе с тем, можно подготовить жалобу в адрес администрации. Напишите её в двух экземплярах, один останется у вас, на нём должны проставить дату, подпись ответственного лица, печать (при её наличии). Отреагировать на жалобу продавец должен, как правило, в течение 10 дней.

Если не удалось договориться с администрацией, вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой и требованием провести проверку. Приложите к обращению все доказательства, которые у вас есть, в том числе можно использовать фотографии, показания свидетелей.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.